ИПСС

Об Институте пути, строительства и сооружений

Наша история

Институт пути, строительства и сооружений образован в 1998 году в результате объединения трех старейших факультетов МИИТа строительного профиля - «Строительство железных дорог», «Мосты и тоннели», и «Промышленное и гражданское строительство». Подготовка инженеров-путейцев, мостовиков и тоннельщиков велась с 1896 г., а факультет ПГС был создан в 50-е годы прошлого века в связи с бурным ростом жилищного строительства. Институт был создан приказом № 1\а 1998 г. Директором института в течение 13-ти лет был доктор технических наук, профессор Валерий Павлович Мальцев – ученый, крупный специалист в области прочностных расчетов, которому пришлось впервые решать проблемы, связанные с созданием института . С 2011 года институтом руководит доктор технических наук, профессор Таисия Васильевна Шепитько.

Директор ИПСС в 1998-2011 г.г. профессор, д.т.н. Мальцев В.П.

Директор ИПСС c 2011- «по настоящее время»
профессор, д.т.н. Шепитько Т.В.

Главное, что удалось – создать коллектив, сохраняющий традиции и обеспечивающий высокий уровень инженерного строительного образования в МИИТе. Институт постоянно развивается. Траектория его развития совпадает с этапами развития Российского университета транспорта под учредительством Минтранса России.

Главной составляющей этой траектории является учебный процесс. Работа института, как и в предшествующие годы, нацелена на выпуск конкурентоспособных специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов и поддержание эффективной работы коллектива института. Для этого постоянно совершенствуется учебный процесс за счет использования современных средств визуализации лекционных курсов, подготовлен ряд электронных учебников. Аппаратное обеспечение учебного процесса–использование интерактивных досок, видеопроекторов, возможностей MS Teams - позволяет вести занятия на современном уровне, в том числе, при необходимости – в режиме он-лайн.

Институт реализует 35 образовательных программ (из них 10 по аспирантуре) : осуществляет подготовку инженеров по специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», бакалавров по направлению «Строительство» - профилям «Промышленное и гражданское строительство», «Автомобильные дороги и аэродромы», направлению «Информатика и вычислительная техника» - профилю «Системы автоматизированного проектирования», направлению «Землеустройство и кадастры» - профилю «Кадастр недвижимости», направлениям «Менеджмент» и «Управление качеством», магистров по перечисленным направлениям.

Подготовка в ИПСС осуществляется по очной и очно-заочной
формам обучения на госбюджетной и платной основах

2700+
Студентов обучаются
90+
Зарубежных студентов
70%
На целевом обучении от ОАО «РЖД»

Высокое качество учебного процесса обеспечивают 6 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук и Российской академии архитектуры и строительных наук, 36 докторов и около 100 кандидатов наук. В 2014 году 7 преподавателей ИПСС были удостоены Премии Правительства РФ в области образования и в области науки. В течение 3-х лет (2017-2019г.г.) основные образовательные программы по специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», профилю «Промышленное и гражданское строительство» по направлению «Строительство», профилю САПР по направлению «Информатика и вычислительная техника» признаются лучшими в России.В составе ИПСС 15 кафедр, 9 из которых являются выпускающими, 2 – общеинженерными, 4 созданы при крупных компаниях и реализуют повышение квалификации. Каждая кафедра ИПСС уникальна, со своей богатой историей, выдающимися учеными, возглавлявшими и возглавляющими кафедры и работающими в их составе, обеспечивая высокий уровень подготовки выпускников.

Профессор Шахунянц Г.М. говорил, что уровень подготовки специалиста зависит от возможностей, предоставляемых студенту во время обучения. Институт на сегодняшний день оснащен современным лабораторно-испытательным оборудованием для учебного процесса и научных исследований. Лаборатории и центры создаются за счет учебной базы университета, грантов, а также средств выдающихся выпускников. В частности, компания АО «Ямалтрансстрой» создала в институте научно-исследовательскую Мерзлотную лабораторию им. В.Г. Нака. С использованием ее оборудования учеными института выполняются работы по научному сопровождению и техническому консультированию на всех этапах жизненного цикла транспортных объектов, в том числе - в Арктической зоне России: проектирование, строительство, мониторинг состояния транспортных объектов на вечномерзлых грунтах.

За счет программы РИИ-ВУЗ в 2011 году создана уникальная учебно-исследовательская лаборатория, которая в 2016 году преобразована в Инжиниринговый центр. Он располагает уникальным оборудованием фирм IPC Global (Австралия), GCTS (США), предназначенным для испытания грунтов, дорожных покрытий в широком диапазоне температур. Планируется его дооснащение оборудованием для подбора и испытания вяжущих материалов. Выполнена серьезная модернизация лаборатории строительных материалов. В планах - модернизация учебных лабораторий кафедр «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты», «Мосты и тоннели», «Строительная механика». Каждая кафедра имеет компьютерный класс с ПО, соответствующим профилю кафедры. В связи с переходом на проектное образование в 2021 году университет провел серьезное оснащение выпускающих кафедр ИПСС компьютерами и программным обеспечением для реализации новой в истории РУТ (МИИТ) дисциплины «Проектная деятельность».

На кафедрах ведется активная научно-исследовательская работа, ученые принимают участие в экспертизе и техническом консультировании всех крупных инфраструктурных проектов, разработке нормативных документов, проведении эксплуатационных испытаний транспортных объектов, их обследовании и мониторинге. Заказы выполняются для ОАО «РЖД», АО «Ямалтрансстрой», АО «Мосгипротранс», ГУП «Московский метрополитен» и др. компаний. Ученые ИПСС участвуют в разработке норм проектирования для железных дорог в условиях высокоскоростного движения, движения поездов повышенной грузонапряженности.

Ученые института участвуют в Международных и Российских научно-практических конференциях, активно публикуются в трудах этих конференций, ведущих Российских и зарубежных журналах.

Ученые Института активно участвуют в Арктической тематике, выполняя работы по научному сопровождению всех инфраструктурных проектов в районах распространения многолетнемерзлых грунтов.

Ученые института издают учебники и учебные пособия по базовым дисциплинам основных образовательных программ, реализуемых институтом, готовят и издают монографии.

Ежегодно в институте организуются Международные научно-практические конференции и семинары. В течение 18-ти лет проводится международная конференция – Чтения, посвященные памяти выдающегося ученого Шахунянца Г.М. «Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути», на которые собираются представители всех железных дорог ОАО «РЖД», зарубежные ученые, представители инженерного сообщества, ученые и преподаватели родственных вузов и кафедр. Ежегодно с 2018 года проводится конференция памяти выдающегося мостостроителя Л.Д. Проскурякова «Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации мостов», с 2016 года – Всероссийская конференция с международным участием «Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки», с 2017 года – Аспирантские чтения. Ежегодно издаются сборники научных трудов этих конференций.

В институте есть прекрасная практика привлечения студентов к научной работе, участию в конференциях, симпозиумах. Благодаря такому участию, уровень подготовки наших выпускников достаточно высок; есть и материальная составляющая – студенты, занимающиеся научной работой, удостаиваются именных стипендий. Успешные студенты ежегодно участвуют в предметных Московских и Российских олимпиадах по сопротивлению материалов, теоретической механике, строительным материалам, строительству автомобильных дорог, выигрывая призовые места в командном и личном зачетах; выигрывают гранты Президента России для включенного образования в зарубежных вузах, гранты Президента ОАО «РЖД», Правительства России, выдающихся ученых отрасли; обучающиеся по целевым направлениям получают гранты соответствующих железных дорог. В ИПСС функционирует студенческое проектно-конструкторское бюро.

Студенты, проявляющие склонность к научной работе, имеют возможность продолжить образование в аспирантуре. Для этого на базе ИПСС созданы 3 диссертационных совета по 6-ти научным специальностям. 26 докторов технических наук – преподавателей ИПСС являются членами диссертационных советов. Институт достаточно активно занимается подготовкой молодых преподавателей. В ИПСС более 100 очных и заочных аспиранта, 4 докторанта.

Ежегодно институт участвует в обмене преподавателями и специалистами с французскими железными дорогами (SNCF), студентами и преподавателями – с Высшим техническим училищем им. Т. Каблешкова (София, Болгария), Китайскими и Вьетнамскими транспортными университетами

Институт сотрудничает с рядом российских и зарубежных компаний, правительственных структур, транспортными вузами. Заключены и реализуются соглашения о сотрудничестве с правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, Строительным комплексом города Москвы, ГК «Автодор», АО «Мосинжпроект», проектной компанией «Транспортное проектирование», Русским географическим обществом, Международной академией транспорта, ГБУ «Мосстройинформ», военно-патриотическим парком культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ - Парком Патриот, меморандумы о сотрудничестве с зарубежными компаниями «AKKADIA» (Австрия), «COPE Trade GmbH» (Австрия), Институтом гражданского строительства Юго-Западного транспортного университета (Чэнду, КНР), Городским транспортным институтом (Хошимин, Вьетнам) и др.

Для актуализации образования Институт регулярно привлекает для чтения лекций ведущих специалистов-практиков, топ-менеджмент из Минтранса России, ОАО «РЖД», строительных организаций, академических институтов. Курс лекций по государственно-частному партнерству и его эффективному использованию при реализации сложных инфраструктурных проектов студентам института читает помощник Президента России И.Е. Левитин. Об особенностях строительства транспортных объектов в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях читает лекции Генеральный директор АО «Ямалтрансстрой» И.В. Нак. Об особенностях и трендах в изменении многолетнемерзлых грунтов прочитан курс лекций руководителем лаборатории геотермии криолитозоны (г. Игарка) в составе ФГБУ Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Сибирского отделения РАН. Эти лекции с интересом слушают не только студенты, но и преподаватели.

ИПСС традиционно силен в воспитательной работе. В институте активно работают органы студенческого самоуправления - Совет студентов и аспирантов, студенческий профсоюз, которые берут на себя решение многих вопросов, начиная от помощи отстающим в учебе, проведения Дней открытых дверей института и университета и заканчивая организацией досуга наших студентов. Совет студентов и аспирантов ежегодно организовывает 5-7 студенческих строительных отряда, включая строительный отряд, который выполняет работы по ремонту 7-го учебного корпуса; все отряды привозят от работодателей самые высокие отзывы.

Важная компонента деятельности института – дополнительное профессиональное образование. Соответствующий отдел занимается повышением квалификации специалистов ОАО РЖД, ГУП «Московский метрополитен», Мосметростроя, строительных организаций Москвы и др. компаний, обеспечивает учебу студентов по очно-заочной форме. Нами разработаны более 40 образовательных программ по повышению квалификации по строительной тематике. Как уже отмечалось, в институте работают 4 кафедры дополнительного профессионального образования. Эти кафедры созданы при крупных строительных и др. компаниях и имеют целью повышение квалификации специалистов, организацию чтения лекций студентам-старшекурсникам, профессиональную переподготовку. Институт заботится о студентах, студенческой столовой, которая выглядит по-домашнему уютно. Здесь вкусно кормят, регулярно обновляется интерьер. Институт, как и Университет, заботится о безопасности обучающихся в нем студентов, следя за устройствами пожаротушения, инженерными коммуникациями - за счет средств университета полностью заменена система пожаротушения, заменены 4 пассажирских лифта. В корпусе тепло в результате замены 320 окон и конвертеров системы отопления на ряде этажей.

Команда студентов ИПСС, благодаря своей позитивной энергетике, умению работать в команде неоднократно занимает призовые места в значимых конкурсах «Весна в РУТ», «Гордость университета», «Дебют» и др.

Институт, как и театр, начинается с вешалки и вестибюля. Вестибюль корпуса является достаточно привлекательным не только для студентов, но и гостей. Здесь на колоннах в период строительства корпуса в 1986 г. разместили барельефы выдающихся мостовиков, на стенах после переезда в ГУК-7 строительных факультетов - барельефы путейцев, изыскателей и строителей. В витринах представлены награды, которые получены нашими студентами и аспирантами за участие в многочисленных спортивных, культурных, творческих, интеллектуальных мероприятиях институтского, университетского, Московского, Российского уровней.

Студенты и аспиранты, преподавательский состав, учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал, хозяйственные службы, дирекция ИПСС составляют его главную ценность и делают все для процветания и славы Института, университета, транспортной и строительной отраслей России!