История кафедры "Теоретическая механика"
Теоретическая механика наряду с математикой и физикой относится к циклу фундаментальных учебных дисциплин, лежащих в основе высшего инженерно-технического образования. Ее преподавание с первых дней существования института находилось в руках выдающихся ученых – механиков, которые активно участвовали в научных исследованиях, как связанных непосредственно с проблемами транспорта, так и имеющими общий характер. Эта традиция была продолжена и развита всеми последующими поколениями руководителей и сотрудников кафедры.
Кафедру теоретической механики Московского Инженерного Училища (МИУ) с момента его открытия в 1896 году и до 1910 года возглавлял С.А. Чаплыгин.
С.А. Чаплыгин
За период работы в МИУ он защитил свою знаменитую докторскую диссертацию «О газовых струях», которая опередила науку более чем на тридцать лет и получила мировое признание, когда авиация перешагнула рубеж сверхзвуковых скоростей. Позднее, в 20-х годах, профессор С.А. Чаплыгин создает ряд классических работ, связанных с борьбой со снегом на железных дорогах. Впоследствии он был избран академиком, получил почетное звание Героя Социалистического Труда; с 1921 по 1942 год являлся научным руководителем ЦАГИ.
С 1910 по 1929 год кафедрой заведовал ученик профессора Н.Е. Жуковского И.В. Станкевич. Следует отметить, что Н.Е. Жуковский, который с 1910 года был почетным членом Училища, оказал значительное влияние на работу кафедры, так как все ее преподаватели были его учениками по Московскому университету и работали под его руководством в других учебных заведениях. Сам же профессор Н.Е. Жуковский на кафедре «Теоретическая механика» в нашем институте не преподавал.
Значительный вклад в научную работу кафедры сделал профессор А.Ф. Маслов. С 1929 по 1931 год кафедрой заведовал крупный механик, профессор А.П. Котельников.
А.П. Котельников
Общеизвестна его докторская диссертация «Проективная теория векторов» (1899 год), в которой содержатся основы неэвклидовой механики.
С середины 30-х годов кафедра стала участвовать в научно-технических конференциях института. С этого же времени начинается более активное приближение ее научных исследований к транспортной тематике. На 1-й научно-технической конференции (1936 год) выступили: доцент А.Ф. Мостовский, доцент А.М. Богданов-Черрин (заведовал кафедрой с 1932 по 1941 год), доцент М.П. Раевский.
А.М. Богданов-Черрин
Период войны 1941 – 1945 годов был тяжелым испытанием для всего института, и кафедра в полной мере разделяла эти трудности. В самом начале войны доцент кафедры А.Ф. Мостовский и ассистент Г.А. Коляда добровольно вступили в шестую дивизию народного ополчения. В октябре 1941 года они погибли в боях на дальних подступах к Москве. Участниками войны были работавшие в разное время на кафедре профессор Е.С. Сорокин, доценты И.П. Крешков и Б.В. Зылев. В 1942 году в условиях эвакуации доцент П.И. Горьков защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Позднее он опубликовал ряд работ по проблемам механики транспорта, а в 1955 году защитил докторскую диссертацию.
С 1948 по 1960 год кафедрой руководил доктор технических наук, профессор Я.А. Пратусевич.
Я.А. Пратусевич
Он являлся выпускником МИИТа и многие годы работал на кафедре строительной механики. К моменту перехода на кафедру теоретической механики он уже был известным специалистом по применению вариационных методов в строительной механике. С его приходом на кафедре была активизирована научная и методическая работа. Профессор Я.А. Пратусевич организовал систематический выпуск сборников научных трудов кафедры. В 1954 году он открыл при кафедре аспирантуру. Первые ученики его школы (из выпускников факультета «Мосты и тоннели) успешно защитили кандидатские диссертации. Один из них, В.Ф. Яшин, работает доцентом в Гомеле (Беларусь), трое являются докторами наук, профессорами (В.Б. Мещеряков – на родной кафедре, А.М. Горлов – в США на кафедре механики Северо-восточного Университета в Бостоне, В.В. Багреев – на заслуженном отдыхе).
Заметный вклад в научную работу кафедры внес профессор А.У. Галеев. Он занимался в основном динамикой поезда, его работы примыкали к исследованиям Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина. В 1947 году ученую степень кандидата физико-математических наук получил И.П. Крешков (за исследование движения шестого спутника Юпитера). Доцент кафедры С.В. Помилуйко занимался исследованием силового взаимодействия деталей автосцепки грузовых вагонов. С 1961 по 1966 год кафедрой заведовал доктор физико-математических наук, профессор М.И. Гуревич.
М.И. Гуревич
Работая с 1931 по 1951 год в ЦАГИ, он долгое время сотрудничал с академиком С.А. Чаплыгиным. За книгу «Теория струй идеальной жидкости» (1967 год) он получил престижную премию имени академика С.А. Чаплыгина. Следует особо отметить цикл научных работ профессора М.И. Гуревича, посвященных аэродинамике скоростных поездов. По этой тематике успешно вели научные исследования его аспиранты Г.И. Верников, А.А. Якушев, П.М. Белоцерковский.
Доктор технических наук, профессор Е.С. Сорокин работал на кафедре с 1961 по 1983 год и заведовал кафедрой с 1966 по 1981 год. Он был известным специалистом по динамике инженерных сооружений. За период работы на кафедре он опубликовал книгу «Расчет перекрытий на импульсивные нагрузки» (1966 год) и большое количество статей.
Е.С. Сорокин
Исследования в области динамики сооружений, начатые профессором Е.С. Сорокиным, успешно продолжили его ученики: А.С. Архипов, Ю.А. Ермолин, И.И. Иванченко, Е.Н. Курбацкий, А.Л. Емельянов, Б.А. Альтшуль, Л.Ф. Кочнева, А.И. Бондаренко. Заслуги профессора Е.С. Сорокина были по достоинству отмечены: он являлся лауреатом премии имени академика Б.Г. Галеркина, в 1981 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации».
Доцент, кандидат технических наук Ж.Л. Правдин работал в области, относящейся к конструированию и расчёту на прочность железнодорожных вагонов. Доцент, кандидат технических наук Б.В. Зылев в 1950 году опубликовал статью «Давление льда на наклонные ледорезы», которая имела отклик в научной литературе, посвященной ледотехнике и мостостроению. Он опубликовал ряд работ, посвященных движению переменных гироскопов, а также исследовал влияние гироскопических сил на движение локомотива.
Большой вклад в развитие теории расчета сооружений на деформируемом основании (в частности, железнодорожного пути) при действии подвижных и гармонических нагрузок внес своими работами профессор, доктор технических наук Г.Б. Муравский. За многие годы работы на кафедре он создал школу, успешно развивающую его научные идеи. Среди учеников профессора Г.Б. Муравского следует отметить И.Р. Вульф, В.В. Найвельта, А.X. Соболевского, Ю.Д. Каплунова, Е.Г. Калашник.
Особняком выделяются работы профессора, доктора технических наук М.Л. Кемпнера с учениками (И.А. Алейников, Г. С. Назаренко, Р. В. Вострова), посвященные исследованию динамических процессов в тепловозных двигателях. Результаты этих работ внедрялись, в частности, на Коломенском локомотивостроительном заводе.
Значительный вклад в развитие научных расследований внес профессор Г.П. Бурчак. Его научные интересы весьма широки: устойчивость и колебания стержневых систем, в частности, мостовых пролетных строений, автоматизация прочностного расчета рам тележек подвижного состава, применение теории случайных процессов для создания методики виброзащиты железнодорожных экипажей, безотказность транспортных машин и оптимизация параметров подвески, совершенствование расчета устойчивости движения рельсовых экипажей. Исследовательскую работу профессор Г.П. Бурчак проводил в тесном взаимодействии со специалистами выпускающих кафедр, консультируя многочисленных учеников и сотрудников. Результаты сотрудничества находили отражение в учебной литературе, нормативных документах, а также в успешных защитах кандидатских диссертаций (В.С. Плоткин, А.Д. Гершгорин, Е.В. Сердобинцев, О.Л. Никольский, М.В. Вольнов, И.И. Вучетич и другие).
Исследованиями доктора технических наук, профессора В.В. Багреева существенно обогатилась наука об ударном нагружении упругих стержней, балок, пластин, в том числе и на деформируемом основании. В последние годы он занимался синтезом динамометрических систем, в частности, разработкой высокоточной весоизмерительной и тензометрической аппаратуры.
Перспективным является разработанный доктором технических наук, профессором И.И. Иванченко метод расчета стержневых и комбинированных систем на неустановившиеся воздействия, включая импульсивные, подвижные и сейсмические. Метод нашел применение в расчетах мостов на высокоскоростную железнодорожную нагрузку, в задачах надвижки ферменных пролетных строений и телескопических мостов, при расчетах башенных и козловых строительных кранов. Профессором И.И. Иванченко разработан вычислительный комплекс для динамического расчета стержневых и комбинированных систем, включающий программы для изучения динамических процессов в системе «железнодорожный состав – мост». Под его руководством работали доцент Г.С. Назаренко и аспиранты Т.А. Иноземцева, С.Н. Шаповалов.
Кандидат технических наук, доцент Н.М. Криворучко посвятила свои научные работы вопросам динамики и прочности подвижного состава. Некоторые ее разработки, выполненные совместно с кафедрами «Электрическая тяга», «Вагоны» и отделением динамики и прочности ВНИИЖТа, были использованы при создании нормативных документов МПС.
Многие годы занимался разработкой теории расчета несимметричной прокатки металлических полос кандидат технических наук, доцент Е.Б. Горбачев. С ним активно сотрудничала кандидат технических наук, доцент Р.М. Клюшникова. Результаты их исследований успешно внедрялись на ряде металлургических комбинатов страны.
Разработанные кандидатами технических наук, доцентами Ю.А. Ермолиным и Ю.А. Горьковым новые математические модели динамического взаимодействия пантографа и контактного провода использованы в дальнейшем в целях совершенствования соответствующих конструкций и устройств. Интересное исследование выполнил В.Д. Богацкий: им установлены динамические закономерности процесса разгрузки сыпучих грузов, найдены значения параметров конструкции вагона и рессорного подвешивания, при которых обеспечивается устойчивость вагона при учете боковой ветровой нагрузки.
С 1981 по 1997 год кафедрой заведовал доктор технических наук, профессор В.Б. Мещеряков.
В.Б. Мещеряков
В период с 1959 по 1977 год в работах профессора В.Б. Мещерякова была построена теория расчёта тонкостенных стержней открытого профиля с учетом деформаций сдвига в срединной поверхности. Исследования в этой области продолжаются, в них участвовали аспиранты Ю.Ю. Сорин (1987 год), А.О. Шимановский (1992 год), Е.В. Чефанова (2004 год).
Начиная с 1969 года, в содружестве с Семибратовским филиалом НИИОГАЗа было развернуто экспериментально-теоретическое исследование динамики механического оборудования промышленных электрофильтров. В этом исследовании (в разные годы) принимали участие А.С. Архипов, И.И. Иванченко, Е.Н Курбацкий, А.Л. Емельянов, С.А. Курнавин, О.Н. Соболева, Ю.Ю Сорин, А.О. Шимановский, В.И. Исаев, В.И. Курачев, Им Чхол Су (аспирант Им Чхол Су – гражданин КНДР – трагически погиб 28 мая 1995 года), а также студенты различных факультетов. Тремя сотрудниками Семибратовского филиала НИИОГАЗа (А.И. Завьялов, Е.Н. Рудометов, В.А. Гузаев) под руководством В.Б. Мещерякова были защищены кандидатские диссертации. По результатам исследований был сделан ряд докладов на Международных симпозиумах (1973 год – Москва, 1977 год – Вашингтон, 1979 год – Суздаль; 1982, 1993 и 1994 годы – Москва).
Начиная с 1992 года, под руководством В. Б. Мещерякова проводились теоретические исследования ударного взаимодействия колесных пар, имеющих дефекты в виде ползунов, с рельсовым путем. В этой работе участвовали В.И. Исаев, Г.А. Емельянова, Е.И. Кравцева, А.В. Кузнецов.
Впоследствии состоялись защиты кандидатских диссертаций: А.В. Кузнецов (2000 год), Г.А. Емельянова (2001 год), В.И. Исаев (2006 год).
С 1997 по 2002 год кафедрой заведовал доктор технических наук, профессор Е.Н. Курбацкий.
Е.Н. Курбацкий
Профессор Е.Н. Курбацкий разработал метод решения задач строительной механики и теории упругости, основанный на свойствах изображений Фурье финитных функций. Применение метода к решению практических задач в ряде отраслей промышленности позволило построить эффективные расчетные алгоритмы. Под его руководством активно работали доценты А.С. Архипов, О.Н. Соболева, С.П. Седунова, А.И. Бондаренко. Совместно с С.А. Курнавиным профессор Е.Н. Курбацкий построил метод расчета защитных экранов и прогнозирования уровней вибрации в зданиях, расположенных вблизи линий метрополитена мелкого заложения; за последние годы он решил целый ряд задач, связанных с сейсморазведкой. С 2002 года Е.Н. Курбацкий заведовал кафедрой «Тоннели и метрополитены» (с 2007 года после слияния этой кафедры с кафедрой «Основания и фундаменты» Е.Н. Курбацкий возглавил кафедру «Подземные сооружения»).
Начиная с 1992 года, фундаментальные исследования ученых МИИТа получали финансовую поддержку от внебюджетного фонда НИОКР МПС Российской Федерации. В этих исследованиях принимали участие профессора Г.П. Бурчак, И.И. Иванченко, В.Б. Мещеряков; результаты докладывались на конференциях и симпозиумах, а также публиковались в трудах этих форумов.
Многие научные результаты сотрудников кафедры имеют международный уровень. Книга М.И. Гуревича «Теория струй идеальной жидкости» была переведена на английский язык. Е.С. Сорокин выступал с докладом на международной конференции в Польше. Публиковали свои результаты в зарубежных журналах В.В. Багреев, Д.Д. Захаров, В.Э. Наумов, В.Б. Мещеряков. Участвовали в международных симпозиумах: в рамках СЭВа в 1973 году А.С. Архипов, И.И. Иванченко, Е.Н. Курбацкий, В.Б. Мещеряков; в трех советско-американских (1977, 1979, 1982 годы) – Е.Н. Курбацкий, В.Б. Мещеряков. Д.Д. Захаров принимал участие в работе симпозиума IUTAM (1990 год, Прага). В.Э. Наумов участвовал в пяти международных симпозиумах: 1988 год – Польша, 1990 год – Румыния, 1991 год –Тбилиси (международный симпозиум, посвященный 100-летию академика. Н. И. Мусхелишвили), 1991 год – Англия, 1992 год – США.
На традиционной, проводящейся в Днепропетровске конференции «Проблемы механики железнодорожного транспорта» (с 1992 года она стала международной) выступали с докладами профессора Г.П. Бурчак, И.И. Иванченко, В.Б. Мещеряков с аспирантами. Профессор Г.П. Бурчак выступал неоднократно на международных конференциях, в 1994 году опубликован на английском языке его доклад в Иокогаме (Япония). В октябре 1994 года в Лос-Анджелесе (США) была доложена на международном семинаре работа профессора Е.Н. Курбацкого с аспирантом В. Никитенко (и с еще двумя соавторами).
Коллектив кафедры поддерживает тесные связи с кафедрой строительной механики МИИТа, с учеными выпускающих кафедр и с ведущими специалистами целого ряда отраслевых научных институтов. Такое сотрудничество благотворно сказывается на качестве научной продукции сотрудников и естественным образом отражается на методическом уровне педагогического процесса.
С 2002 года кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор, академик Академии проблем качества Российской Федерации С.Б. Косицын.
С.Б. Косицын Большое внимание уделяется на кафедре методической работе. За последние годы арсенал методических разработок пополнился новыми изданиями: В.Б. Мещеряков «Курс теоретической механики» (учебник, 2006 год), С.Б. Косицын, Г.А. Емельянова «Расчет ферм с шарнирными узлами методом конечных элементов с использованием комплекса MSC.visual NASTRAN for Windows» (учебное пособие, 2005 год), И.И. Иванченко, С.Н. Шаповалов «Основы теории для расчета составных конструкций и сборник заданий для самостоятельной работы по теоретической механике с элементами УИРС (статика)» (учебное пособие, 2006 год), В.М. Романова «Общие теоремы динамики механической системы» (конспект лекций, 2004 год) и другими.
Ряд сотрудников кафедры избраны академиками (С.Б. Косицын – в Академию проблем качества РФ, В.Б. Мещеряков – в Международную Академию наук экологии и безопасности жизнедеятельности). Профессора И.И. Иванченко и Г.П. Бурчак являются членами международной организации механиков EUROMECH.
Помимо основной работы на кафедре сотрудники участвуют в работе диссертационных советов: С.Б. Косицын (Д 218.005.05 при МИИТе, зам. председателя, Д 218.005.03 при МИИТе, Д 212.138.12 при МГСУ), И.И. Иванченко (при ЦНИИСе), В.Б. Мещеряков (Д 218.005.03 при МИИТе и Д 218.005.05 при МИИТе).
Кафедрой ежегодно проводится олимпиада по теоретической механике, в которой принимают участие наиболее подготовленные студенты всех подразделений университета, По результатам университетской олимпиады формируется сборная команда МИИТа, принимающая участие в городской олимпиаде (в 2008 году сборная команда МИИТа заняла почетное четвертое место среди пятнадцати представленных ВУЗов г. Москвы).
При кафедре работает студенческое научное общество (СНО). Здесь студенты углубленно изучают различные разделы теоретической механики, наиболее близко примыкающие к выбранным специальностям. Ежегодно проводятся студенческие научные конференции, на которых студенты выступают с интересными научными докладами. За последние пять лет прошло пять конференций, на которых с докладами выступили более 50 студентов.