История кафедры "Путь путевое хозяйство"
В 1896 г. из кафедры “Железные дороги”, основоположником, которой был проф. Цеглинский К.Ю., была выделена кафедра “Рельсовый путь”.
С 1920 по 1930 гг. кафедрой руководил проф. Гибшман Е.А., а с 1930 по 1949 гг. кафедрой, получившей название “Железнодорожный путь”, руководил проф. Митюшин Н.Т. С 1950 г. кафедра стала называться “Путь и путевое хозяйство”, с этого же года по 1980 г. ею заведовал заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Шахунянц Г.М., с 1980 по 1986 гг. – доктор технических наук, профессор Яковлева Т. Г., с 1986 г. по 2004 г. – профессор Воробьёв Э.В., с 2004 г. по настоящее время доктор технических наук Ашпиз Е.С.
За годы существования кафедры на ней работали такие известные ученые, как член-корреспондент АН СССР профессор Веденисов Б.Н., профессора, доктора технических наук Мищенко К.А., Дурново П.С., Козийчук П.Г., Крачковский В.П., Першин С.П., Шульга В.Я., Яковлева Т.Г., Клинов С.И., Коншин Г.Г, Виноградов В.В.
В 1935 г. на кафедре был создан и оборудован кабинет, оснащенный макетами и моделями верхнего строения пути и земляного полотна; для проведения лабораторных и практических занятий была организована учебная машинно-путевая лаборатория. В ее становление в разные годы немало труда вложили Кусакин Л.А., Копылов И.А., Палатников Ю.В., Федотова Н.В., Кондратьев А.А. и др.
Первая научная лаборатория при кафедре была организована с помощью Министерства путей сообщения и по инициативе проф. Шахунянца Г.М. в 1956 г. Создание научной лабораторной базы явилось крупным событием для науки о железнодорожном пути.
В настоящее время научно-исследовательская Путеиспытательная лаборатория состоит из стационарной части с оборудованием для испытаний конструкций верхнего строения пути (ВСП) и геотехнической установкой центробежного моделирования (центрифугой) для исследований земляного полотна (ЗП), а также из мобильной части для исследований взаимодействия пути и подвижного состава. В Путеиспытательной лаборатории проводятся исследования конструкций зашитного слоя земляного полотна, испытания геосинтетических материалов, конструкций верхнего строения пути для метрополитенов и трамвайных путей и др.
Определяющей была и есть роль кафедры в подготовке и выпуске факультетом “Строительство железных дорог” (ныне Институт пути, строительства и сооружений) молодых специалистов. За время ее существования подготовлено более 7,5 тыс. инженеров по строительству и эксплуатации инфраструктуры железнодорожного пути и путевому хозяйству.
Кафедрой “Путь и путевое хозяйство” ИПСС РУТ (МИИТ) подготовлено: докторов технических наук – 16, кандидатов технических наук более 87. В том числе подготовлены кандидаты технических наук для КНР, Казахстана, Болгарии, Вьетнама, Чехии, Румынии, Сербии, Конго, Бенина, Сирии, Кубы.
За годы существования кафедры ее коллективом выполнен огромный объем исследований, в том числе и фундаментальных, направленных на совершенствование конструкций пути и системы ведения путевого хозяйства. В первую очередь большие достижения в развитии теории процессов, происходящих в пути под воздействием поездов и природных явлений, связаны с именами профессоров Гибшмана Е.А., Митюшина Н.Т., Мищенко К.Н., Шахунянца Г.М., Козийчука П.Г., Никифорова П.А., Альбрехта В.Г., Данилова В.Н., Шульги В.Я., Першина С.П., Яковлевой Т.Г., Клинова С.И., Виноградова В.В., Коваленко Н.И., Ашпиза Е.С.
Исторически к числу направлений исследований кафедры относились:
• совершенствование конструкций ВСП в целом и отдельных элементов;
• совершенствование конструкций и способов усиления земляного полотна, создание методов прогнозирования его надежности, а также расчетов на прочность и устойчивость ;
• разработка передовых технологий ведения путевого хозяйства и создание средств механизации путевых работ;
• расчеты рельсовой колеи и обоснование основных параметров проектирования стрелочных переводов;
• развитие методов технико-экономических обоснований в путевом хозяйстве.
По этим направлениям можно назвать следующие наиболее существенные теоретические и практически важные разработки, нашедшие применение в эксплуатации:
• создана теория угона пути и выработаны основы практических мероприятий по его недопущению;
• создана теория расчета бесстыкового пути на устойчивость, разработаны рациональные сферы применения бесстыкового пути, теоретические основы и практические рекомендации по учету вероятностного температурного режима рельсов при укладке и закреплении бесстыковых рельсовых плетей, эффективные методы разрядки температурных напряжений без перерыва в движении поездов с закреплением плетей при оптимальных температурах;
• разработаны и внедрены новая конструкция бесстыкового пути безбалластного типа с железобетонными малогабаритными рамами в тоннелях, а также высокопрочные болты для уравнительных пролетов бесстыкового пути, стыков и узлов стрелочных переводов.
• разработаны научные основы и принципы рас¬чета и проектирования нового типа пути – переходного, имеющего переменную жесткость на подходах к тоннелям и искусствен¬ным сооружениям. Конструкции такого пути широко внедрены на объектах дирекций инфраструктуры отечественных железных дорог.
В области фундаментальные и прикладные исследования, в результате которых разработаны:
• теория и расчетные модели оценки устойчивости откосов и склонов с учетом сил взаимодействия между отсеками;
• теория пучинообразования, понятие об эпюрах интенсивности пучинообразования, конструкции и методы расчета и проектирования противопучинных мероприятий, в том числе пенопластовых покрытий;
• нормы плотностей грунтов железнодорожных насыпей;
• проектные решения для насыпей из местных грунтов на болотах для строительства ж.д. линий Тюмень-Сургут и Сургут-Уренгой;
• теория центробежного моделирования грунтовых сооружений и практических методик моделирования земляного полотна железных дорог;
• теория системного анализа земляного полотна с помощью показателя деформативности и прогноза его надежности с разработкой идеи групповых решений по усилению и стабилизации;
• метод интегрального учета динамического со¬стояния насыпей при оценке устойчивости откосов;
• теоретические основы и автоматизированная система прогноза надежности с учетом воздействия природных и техногенных факторов;
• теоретические основы, расчетные модели и конструктивные решения по усилению эксплуатируемых насыпей армогрунтовыми сооружениями;
• теоретические основы, расчетные модели и кон¬структивные решения по усилению земляного полотна на вечномерзлых грунтах, в том числе для БАМ, линии Беркакит – Томмот – Якутск, объектов будущего строительства Северного Широтного Хода, как в его западной так и в восточной части (включая динамично развивающие города Арктической зоны Салехард – Надым – Новый Уренгой – Игарку, Туруханск и Норильск);
• способы определения деформаций земляного полотна (с помощью геофизических методов).
• методы мониторинга, диагностики и режимных наблюдения за объектами земляного полотна.
Результаты научно-исследовательской работы (НИР) кафедры, как правило, носят законченный характер для практического внедрения, в том числе в виде нормативных документов. Результаты НИР кафедры всегда находили и находят широкое отражение в научно-технических журналах, сборниках трудов РУТ (МИИТ) и межвузовских сборниках, в выступлениях на сетевых школах, научно-технических, в том числе международных, конференциях, в том числе с 2004 года в трудах широко известных Чтений памяти Г.М. Шахунянца.
Кафедра в своей педагогической и научной деятельности всегда считала определяющими результативность и успехи в работе творческие связи с ОАО «РЖД», АО ВНИИЖТ, железными дорогами, дирекциями метрополитенов и городского рельсового транспорта, вузами России.
Многие преподаватели кафедры читают лекции на курсах повышения квалификации для линейных предприятий ОАО «РЖД». Преподаватели и сотрудники кафедры в настоящее время обеспечивают реализацию образовательной программы высшего образования в транспортной отрасли на высшем уровне в максимально доступной среде для студентов. Профессорско-преподавательский состав реализует множество дисциплин, большинство из которых являются специализированными, например: Пути сообщения; Проектная деятельность; Математическое моделирование систем и процессов; Проектирование и расчеты элементов верхнего строения железнодорожного пути; Основы теории надежности; Правила технической эксплуатации; Земляное полотно в сложных условиях; Мониторинг железнодорожного пути; Организация, планирование и управление техническим обслуживанием железнодорожного пути; Технология, механизация и автоматизация работ по техническому обслуживанию железнодорожного пути; Гидравлика и гидрология; Водоснабжение и водоотведение и др. Ведется разработка новой образовательной программы бакалавриата «Рельсовые пути городского транспорта»