История кафедры "Геодезия, геоинформатика и навигация"
Геодезия как практическая геометрия является базовой учебной дисциплиной для всех специальностей строительного профиля. Неслучайно поэтому кафедра “Геодезия” существует со дня основания МИИТ – с 26 сентября 1896 г. Первый руководитель кафедры – профессор Сергей Михайлович Соловьев (1862 – 1923 гг.) был одним из основателей Московского инженерного училища ведомства путей сообщения (с 1913 г. Московского института инженеров путей сообщения).
Заведующий кафедрой С.М. Соловьев (1896-1923 гг.) Выпускник Константиновского межевого института, закончивший также математический факультет МГУ, С.М. Соловьев был прекрасным педагогом, ученым и организатором. Он написал 15 учебников по геодезии, среди которых выделяется непревзойденный по полноте изложения предмета “Курс низшей геодезии” объемом в 1400 страниц, ставший настольной книгой геодезистов России. Этим трудом открывается школа прикладной геодезии С.М. Соловьёва. Вместе с С.М. Соловьевым работал известный своими трудами по оптике профессор Н.М. Кислов.
Оба они с 1919 г. приняли активное участие в создании Высшего геодезического управления. Естественно, что кафедра была оснащена лучшими по тому времени геодезическими и фотограмметрическими приборами (рис. 2).
Преподавание геодезии велось в первом и втором семестрах по 3 часа лекций и 4 часа лабораторных работ в неделю.
С 1923 по 1950 г. кафедрой руководил известный ученый-энциклопедист ученик С.М. Соловьёва, профессор Александр Степанович Чеботарев, написавший более 170 научных трудов, в том числе учебники и монографии.
Заведующий кафедрой А.С. Чеботаев (1923-1930 гг.) С 1930 по 1932 г. руководство кафедрой осуществлял ученик С.М. Соловьева профессор Петр Иосифович Шилов. После выделения Автодорожного факультета МИИТ в 1932 г. в самостоятельный институт П.И. Шилов становится заведующим кафедрой “Геодезия” этого института. Наиболее известным научным трудом П.И. Шилова явилась монография «Способ наименьших квадратов», выдержавшая несколько изданий и ставшая настольной книгой многих поколений геодезистов.
С 1932 по 1935 г. кафедрой заведовал доцент Сергей Андрианович Крюков.
С 1935 по 1942 гг. кафедрой руководил профессор Владимир Николаевич Высоцкий, одновременно возглавлявший кафедру “Геодезия” Транспортной Академии РККА.
В 1941 г. МИИТ был эвакуирован в г. Новосибирск. В конце 1942 г. после смерти В.Н. Высоцкого исполняющим обязанности заведующего кафедрой на несколько месяцев становится доцент С.А. Крюков.
С 1942 по 1961 г. кафедрой руководил известный ученый в области геодезического приборостроения профессор Константин Николаевич Смирнов, имеющий более 100 опубликованных работ и изобретений.
Под его редакцией выходили III и VII тома фундаментального Справочного руководства по геодезии, издававшегося с 1939 по 1949 г. До 1941 г. он заведовал кафедрой “Геодезия” Военно-инженерной академии и вместе с курсантами в 1941 г. участвовал в сражении под Москвой.
Кроме перечисленных руководителей на кафедре в разное время работали профессора Н.А. Бик, Н.А. Головин, Н.Н. Ширяев, доценты М.П. Хорольский, П.П. Смиренкин, М.Ф. Гунгер, Г.В. Порфирьев, Л.Ф. Ястрембцев, Н.А. Крюков, С.А. Крюков, В.С. Платон, К.М. Болховитянов, Н.А. Афанасьев, П.В. Воронин, А.Г.Быстров, И.Г. Летовальцев, ассистенты В.С. Щербаков, С.С. Фаминская, Г.И. Емельянов, С.И. Китаев, В.В. Брикус, Н.Л. Яндоловский, Ф.Н. Арендс, А.Н. Кислова, Н.А. Тихонов.
С 1962 по 1986 г. кафедрой руководил активный организатор и популяризатор геодезической науки профессор Леонид Сергеевич Хренов, известный широкому кругу геодезистов, строителей и проектировщиков как автор многочисленных математических и геодезических таблиц.
Вице-президент Всесоюзного астрономо-геодезического общества, заместитель председателя Московской городской организации общества “Знание”. Л.С. Хренов обладал несомненными организаторскими способностями. За короткий промежуток времени ему удалось создать на кафедре потенциально сильный коллектив ученых и преподавателей и научную школу Л.С. Хренова. Под его руководством успешно защищены 22 диссертации на соискание научной степени кандидата технических наук. Штат преподавателей увеличивается к 1970 г. до 15 человек. На кафедре начинается интенсивная издательская деятельность, ежегодно публикуются учебники, учебные пособия, монографии и порядка 20 – 30 статей по различным вопросам инженерной геодезии. Активизируется научно- исследовательская работа. Устанавливается тесный творческий контакт с ведущими научно-исследовательскими и проектно-изыскательскими организациями ЦНИИ МПС, ЦНИИС, ЦНИИГАиК, Мосгипротрансом, Метрогипротрансом, Мосжелдорпроектом и др.
В 1980 – 1982 г. по инициативе Л.С. Хренова, силами преподавателей кафедры (А.С. Валуев, Ю.В. Визиров, С.И. Матвеев, Г.Г. Незнакомов) были организованы курсы повышения квалификации геодезистов ГлавБамстроя в Братске, Северобайкальске, Тынде, Усть-Куте. Активизируется защита диссертаций. Преподавателями кафедры подготовлены кандидатские диссертации в области планирования и обработки измерений (В.Д. Власов и Н.С. Зайцева), разбивочных и съемочных геодезических работ (Н.Г. Романов, Л.П. Недешева, В.В. Просин, Ю.В. Визиров), исследования деформаций транспортных сооружений (М.Н. Садакова, С.И. Матвеев), наблюдений за движением земной коры (Ф.М. Урманцев), применения аэрофотосъемки и дистанционного зондирования (У.Д. Ниязгулов).
При кафедре более 20-ти лет работал постоянно действующий семинар секции инженерной геодезии и маркшейдерии научно-технического совета Главного управления геодезии и картографии при СМ СССР, на котором было заслушано более 300 докладов по актуальным вопросам науки и производства геодезической отрасли. Семинар “у Хренова”, как его называли, по существу выполнял роль делового клуба геодезистов Москвы.
Большое внимание уделяется совершенствованию учебного процесса, регулярно проводятся семинары и конференции преподавателей кафедр геодезии транспортных вузов. В учебный процесс вводятся современные средства обучения и ЭВМ. В 1984 г. создается новая учебная фотограмметрическая лаборатория, оснащенная современными стереофотограмметрическими приборами, ЭВМ и графопостроителями. Большая заслуга в организации лаборатории и модернизации учебного процесса на базе современных достижений аэрофотосъемки и фотограмметрии принадлежит профессору У.Д. Ниязгулову, зав. лабораторией В.В. Легкому, ст. преподавателям Н.М. Галушкину и Н.В. Васильеву.
Зав. кафедрой профессор Л.С. Хренов показывал пример творческой активности. Им опубликовано более 300 научных работ, более 30 учебников и монографий. В 1985 г. ему присваивается почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР.
К научно-исследовательской работе кафедры привлекается большое количество студентов. С 1972 г. при кафедре функционирует студенческое конструкторско-технологическое бюро – СКТБ (руководители: М.Н. Садакова, С.И. Матвеев, Г.Г. Незнакомов) (рис. 4). На ежегодные научные студенческие конференции кафедра готовила по 10 – 15 докладов и имела свою секцию. Лучшие доклады выдвигались на городскую и всесоюзную конференции. Многие из них были отмечены наградами. Работы СКТБ кафедры в 1978 и 1982 гг. демонстрировались на выставке НТТМ и были отмечены медалями ВДНХ.
С 1987 по 1992 г. кафедрой руководила доцент Наталия Семеновна Зайцева, выпускница геодезического факультета Государственного университета землеустройства.
На кафедре продолжается разработка новых технологий съемки и разбивки транспортных сооружений с применением современной лазерной и электронной геодезической техники, комбинационных методов измерения расстояний светодальномерами (Г. С. Бронштейн), а также новых программ для уравнивания и обработки геодезических измерений на персональных компьютерах (С.И. Матвеев, Н.С. Зайцева, В.В. Легкий, В.Ф. Волков). В 1990 г. при кафедре организуется Фирма ООО “Трансгеотехнология”. Фирма выполняет работы по геодезии и проектированию железных дорог. В ней разработана экономичная технология аэрофотосъемки станций и узлов со сверхлегких летательных аппаратов типа мотодельтаплан. С помощью этой технологии под руководством зав. лаборатории, президента секции сверхлёгких летательных аппаратов Московского региона С.М. Камзеева выполнена аэрофотосъемка ряда крупных железнодорожных станций Подмосковья.
С 1992 г. по 2014 г. кафедрой заведует профессор, доктор технических наук, профессор Станислав Ильич Матвеев, выпускник Государственного университета землеустройства. В 1993 г. он подготовил и защитил докторскую диссертацию по обобщению геометрической теории уравнивания инженерно-геодезических построений.
Продолжаются госбюджетные и договорные НИР на объектах МПС и Метростроя. Кафедра ведет важную для города работу по мониторингу земной поверхности и поверхностных сооружений над строящейся Люблинско-Дмитровской линией метро. Результаты мониторинга используются для принятия своевременных мер по недопущению опасных неравномерных деформаций сооружений. Разрабатываются перспективные геоинформационные технологии съемки железнодорожных станций с помощью современных электронных тахеометров и геодезических комплексов спутниковых навигационных систем.
Продолжается разработка и комплектование библиотеки программ обработки геодезической информации, включающей программы уравнивания геодезических сетей, построения цифровых моделей местности и рельефа, обработки результатов топографических съемок и др. Предполагается использовать их как основу для создания геоинформационных систем железнодорожного транспорта и для автоматизированного проектирования сооружений железнодорожного транспорта.
За прошедшие 120 лет курс обучения в аудиториях и лабораториях кафедры прошли более 80 тысяч выпускников МИИТ.
Кроме вышеупомянутых преподавателей кафедры “Геодезия”, также хочется с благодарностью вспомнить ассистентов В. В. Буша, В.Ю. Флоринского, А.М. Саара, А.С. Грушина, В.Ю. Малахова, В.Ю. Кемница, П.Е. Карамнова, преподавателей с других кафедр – профессоров М.В. Кокина и В.Б. Мещерякова. Много теплых слов можно сказать в адрес заведующих лабораторией В.В. Юрченко, В.В. Сагуна, оптика-механика В.Н. Горбатова, старших лаборантов О.Н. Знаевой, А.С. Макаровой, преподавателей-совместителей – ведущих специалистов Ф.Д. Рабиновича (Мосгипротранс), С.Е. Чекулаева (ЦНИИОМТП), А.В. Воробьева (Метрогипротранс), О.Н. Мамаева (ГУГК), А.И. Орлова (МИИЗ), Р.К. Андреева (Гипрогор) и др. С благодарностью вспоминаем многолетнее руководство геополигоном в Ногинске Ю.Е. Борисова, В. Е. Муравьева, воспитательную работу преподавателей кафедры физвоспитания и спорта В.В. Морозова, Л.М. Даренкову, Т.Г. Лаврентьеву и др.
В ночь с 10 на 11 ноября 1995 г. при пожаре первого корпуса Университета больше всего пострадали кафедры “Управление процессами перевозок” и “Геодезия”. Кафедра “Геодезия” лишилась значительной части приборного парка. В этот трагический момент кафедра нашла поддержку Роскомзема, Федеральной службы геодезии и картографии, ЦНИИГАиК, учебных заведений: Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), Российского университета дружбы народов, Московского государственного института леса, Московского института природообустройства, Московского института коммунального хозяйства и строительства; проектно-изыскательских институтов: ГСПИ-1, Мосгипротранса, Мосжелдорпроекта, Федерального кадастрового центра “Земля”, фирмы “Leica”. Всем им кафедра выражает свою глубокую признательность!
После ремонта Университета в сентябре 1996 г. кафедра вернулась в обновленные помещения и отметила вместе с МИИТ свое столетие.
По проекту А.С. Матвеева лаборатория была оснащена локальной вычислительной сетью, включающей сервер, станции сканирования и обработки растровых и векторных изображений, рабочие станции для обучения пользования клиентской частью геоинформационных систем. В нем ведутся исследования и адаптация основных инструментальных ГИС-оболочек для целей железнодорожного транспорта. Эти работы проводятся в тесном творческом контакте со специальными кафедрами факультетов “Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство”, “Промышленное и гражданское строительство”, “Мосты и тоннели”, “Техническая кибернетика”, “Управление процессами перевозок”, Департаментом пути и сооружений МПС, Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта и железнодорожной автоматики, дистанциями Московской железной дороги, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного университета геодезии и картографии, Роскомземом, Федеральным кадастровым центром “Земля”, ГосГИС-центром, ГИС-ассоциацией, Международной академией информатизации и другими организациями.
Кафедра значительно продвинулась вперед в деле применения геоинформационных систем и технологий на железнодорожном транспорте и в учебном процессе.
В связи с реорганизацией института в 2001 и 2004 годах (в два этапа) кафедра переезжает в 7-й корпус МИИТа.
С июля 1997 г. решением Ученого совета Московского государственного университета (МИИТ) кафедра получила новое название “Геодезия и геоинформатика”, а в 2007 году – «Геодезия, геоинформатика и навигация».
В 2012 году кафедра «Геодезия, геоинформатика и навигация» открывает новое направление подготовки в МГУПС-МИИТ – 120700(21.03.02) «Землеустройство и кадастры» и начинает обучение по профилю «Кадастр недвижимости». В связи с этим штат кафедры начинает пополняться новыми сотрудниками для чтения новых дисциплин.
В феврале 2014 г. профессор С.И. Матвеев уходит с должности заведующего кафедрой и на протяжении одного года исполняющим обязанности заведующего кафедрой является профессор Урал Давлетшиевич Ниязгулов.
Летом 2014 года в аудиториях кафедры проводятся ремонтные работы, обновленные аудитории оборудуются мультимедийными системами. В рамках развития геоинформационных систем и автоматизации обработки геодезических измерений в лабораториях кафедры производится замена устаревших компьютерных систем на современные. Кафедра обзаводится мощнейшим современным программным обеспечением для обработки цифровых фотограмметрических данных PHOTOMOD и Agisoft PhotoScan.
В общей сложности сотрудники кафедры производят обучение на следующих имеющихся на кафедре программных комплексах: Mathcad, Credo, Autocad, Photomod, Agisoft PhotoScan, MapInfo, а также на собственных программных комплексах.
Наша кафедра – единственная кафедра в стране, имеющая лицензию на аэрофотосъемку и собственные сверхлегкие летательные аппараты; собственную лабораторию спутниковой навигации; мощный научно-образовательный центр «Геоинформационные и спутниковые технологии железнодорожного транспорта».
С февраля 2015 г. Заведующим кафедрой становится профессор Игорь Наумович Розенберг.
На кафедре летом 2015 года производился полный ремонт помещений кафедры, обновление приборного парка и создание класса дипломного проектирования для обучения и работы первого в МГУПС-МИИТ выпуска профиля Кадастра недвижимости.
В 2016 году Кафедра прошла успешно аккредитацию по направлению (21.03.02) «Землеустройство и кадастры» и выдала первому выпуску государственные дипломы.
В этом же году кафедра «Геодезия, геоинформатика и навигация» берет второе направление подготовки (08.03.01) «Экспертиза и управление недвижимостью» и набирает студентов в магистратуру по направленности 09.04.01 “Геоинформационные и кадастровые автоматизированные системы”