ИПСС

ИССЛЕДОВАТЕЛИ РГО ИЗУЧАЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУ ЯНАО И КРАСНОЯРСКИМ КРАЕМ 17 апреля 2020

Завершился первый этап второго полевого сезона Географической экспедиции РГО "Трансполярная магистраль". Он прошёл на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. Участники экспедиции продолжили исследования, результаты которых лягут в основу определения целесообразности прокладки новой железнодорожной линии по территории ЯНАО и Красноярского края.

Этой весной экспедиционная группа РГО, включающая представителей Российского университета транспорта (МИИТ) и военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, провела работы в районе возможного прохождения перспективной железнодорожной линии от существующей станции Коротчаево до Норильского промышленного района.

Участники экспедиции проехали 3800 км, причём около 3000 из них — на снегоходах. Их путь лишь местами пролегал по редким зимникам, а в основном — по снежной целине, по льду рек Турухан и Енисей, по горам, расположенным между Снежногорском и Норильском. Температура по маршруту колебалась от минус 30 до плюс 5°С, несколько раз группа попадала в серьёзную пургу. Но, несмотря на все трудности маршрута, исследователи успешно справились с поставленной задачей.

На 19 контрольных точках перспективных маршрутов трассы исследователи сняли показания приборов учёта постов геотермического мониторинга (ПГТМ), установленных осенью прошлого года в ходе первого полевого сезона экспедиции. Кроме того, участники проекта установили два новых ПГТМ — в самой южной точке исследуемой территории в районе посёлка Красноселькуп и в самой северной её точке — в районе города Дудинка. Теперь у учёных будет больше данных об исследуемом районе. Также участники экспедиции отобрали образцы грунтов для лабораторного изучения.

"Район проведения экспедиции можно представить себе как огромный треугольник с вершинами в Уренгое, Туруханске и Норильске, — рассказывает руководитель Департамента экспедиционной деятельности Исполнительной дирекции РГО Сергей Чечулин. — Длина самой короткой, южной, стороны этого треугольника составляет не менее 500 километров. Примерно посередине этого треугольника проходит Полярный круг, но вот дорог внутри его практически нет, только зимники, в холодное время года соединяющие между собой месторождения нефти и газа. Для полноценного изучения возможности и особенностей строительства на этой территории железнодорожной линии специалисты РГО установили посты геотермического мониторинга в самых разных её районах, порой чрезвычайно труднодоступных".

Строительство железной дороги на участке Коротчаево – Игарка – Норильск началось в 1949 году. По плану железнодорожное полотно должно было пересечь реки Пур, Таз, Турухан и Енисей, подняться на север до Игарки и оттуда до Норильска. Необходимость дороги объяснялась экономическими и стратегическими предпосылками: создание транспортного коридора должно было облегчить освоение северных территорий, богатых полезными ископаемыми. Строительство трассы осуществлялось силами заключённых под руководством Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) СССР и на этом участке получило название "Строительство № 503". После смерти Иосифа Сталина в 1953 году строительство остановили, а построенные участки железной дороги забросили.

https://www.rgo.ru/ru/article/issledovateli-rgo-izuchayut-celesoobraznost-zheleznodorozhnoy-linii-mezhdu-yanao-i

Урок 1

Пройдите тест после
просмотра презентации