Для проведения научных исследований и в целях развития научного потенциала студентов и молодых ученых в ИПСС МИИТ на базе выпускающих кафедр и как самостоятельные структурные единицы созданы и успешно работают учебно-исследовательские и научно-исследовательские лаборатории и центры.
Кафедра «Путь и путевое хозяйство»
Заведующий кафедрой - д.т.н., профессор Ашпиз Евгений Самуилович
Контакты кафедры: тел.: (495) 681-19-13, 24-05, аудитория 7204
- Научно-исследовательская лаборатория "Путеиспытательная"
Заведующий лабораторией - к.т.н., доцент Замуховский Александр Владимирович
В основе научно-исследовательской работы кафедры «Путь и путевое хозяйство» лежат научные школы по проблемам верхнего строения пути, организации, планирования и управления путевым хо-зяйством и проблемам земляного полотна железных дорог.
Основателем научных школ кафедры является профессор Г.М. Шахунянц
Основными направлениями научных исследований кафедры являются:
1. Совершенствование конструкций ВСП в целом и отдельных элементов;
2. Совершенствование конструкций и способов усиления земляного полотна, создание методов прогнозирования его надежности, расчетов на прочность и устойчивость;
3. Разработка передовых технологий ведения путевого хозяйства и создание средств механизации путевых работ;
4. Расчеты рельсовой колеи и обоснование основных параметров проектирования стрелочных переводов;
5. Развитие методов технико-экономических обоснований в путевом хозяйстве.
Для осуществления НИР по данным направлениям на базе кафедры функционируют:
• Научно-исследовательская путеиспытательная лаборатория,
• Сектор земляного полотна,
• Инновационный центр разработки и внедрения материалов и технологий для транспортного строительства
Основные результаты исследований кафедры:
1. Инновационная ресурсосберегающая производственно-транспортная система, обеспечивающая безопасную и быструю перевозку грузов с конкурентным уровнем затрат на эксплуатацию и ремонт ос-новных средств железнодорожного транспорта (на полигоне Рыбное-Челябинск)
2. Теоретические основы центробежного моделирования земляного полотна.
3. Оценка надежности эксплуатируемого земляного полотна.
4. Новые способы по стабилизации и усилению земляного полотна, в том числе насыпей армогрун-товыми и габионными конструкциями, насыпей на слабых основаниях и многолетнемерзлых грунтах и усиление основной площадки геосинтетическими материалами.
5. Теория устойчивости и надежности бесстыкового пути.
6. Исследование угона пути и предложения по закреплению от угона.
7. Конструкция клееболтового стыка.
8. Конструкции верхнего строения пути на искусственных сооружениях, в том числе безбалластные конструкции
9. Разработка конструкции скрепления АРС.
10. Способы расчета рихтовки пути и механизация рихтовки.
11. Технико-экономические исследования в путевом хозяйстве.
12. Разработка рельсовозного состава на базе типового хоз-го поезда.
13. Разработка устройства для вытаскивания стыковых болтов из ж.б. шпал.
14. Разработка крана для укладки элементов стрелочного перевода в метрополитене.
15. Разработка электромагнитного устройства для перемещения плетей на РСП.
16. Разработка прибора для измерения подуклонки рельса в пути.
17. Модернизация путеизмерительной тележки.
18. Разработка станка для вырубки пазов в деревянных шпалах.
Контакты кафедры: тел.: (495) 684-22-28, (595) 684-24-61, аудитория 7707
Основными направлениями научных исследований являются:
1) Гидрологическая надежность мостовых переходов;
2) Ресурсосберегающие технические решения увеличения водопропускной способности водопро-пускных сооружений;
3) Защита земляного полотна железных дорог, регуляционных сооружений и берегов водоемов от размыва водными потоками;
4) Размывы русел на мостовых переходах железных дорог;
5) Исследование движения жидкости в зазорах уплотнительных устройств гидромашин;
6) Разработка методики метрологической аттестации расходомеров объемно-массовым методом и методом сличения;
7) Исследование потенциала влажности в расчетах влагопередачи через сложные ограждения;
Тема поисковых и фундаментальных исследований - «Методология ресурсосберегающих решений увеличения водопропускной способности малых мо-стов».
Госбюджетная тематика: «Гидравлика и гидрология в сооружениях и системах железнодорожного транспорта».
Кафедра «Проектирование и строительство железных дорог»
Заведующий кафедрой - к.т.н., профессор Спиридонов Эрнст Серафимович
Контакты кафедры: тел.: (495) 684-25-15, (499) 978-72-75, аудитория 7403
Основными направлениями научной деятельности кафедры "Проектирование и строительство железных дорог" являются:
1. Обеспечение надёжности, обоснование организационно-технологических и управленческих ре-шений по строительству транспортных магистралей и возведению объектов на железнодорожном транспорте.
2. Организация, технология и управление возведением транспортных объектов в сложных природ-ных условиях и районах Крайнего Севера и за Полярным кругом.
3. Управление, менеджмент и маркетинг транспортного строительства.
4. Автоматизированные системы в строительном производстве.
5. Управление проектами транспортного строительства.
6. Экономика строительного производства.
д.т.н., профессор Быков Юрий Александрович
Контакты кафедры: тел.: (495) 681-71-03, аудитория 7403
Научная работа включает следующие ос-новные направления:
1. Совершенствование методов принятия принципиальных проектных решений;
2. Разработка современных математических методов обоснования расчетной мощности проектиру-емых железных дорог в условиях риска и неопределенности внешней среды;
3. Информационные технологии в проектировании и реконструкции железных дорог;
4. Информатика и ее роль в проблемах проектирования железных дорог;
5. Автоматизация проектирования новых и реконструкции существующих железных дорог;
6. Скоростные и высокоскоростные магистрали России, особенности их проектирования и выбора основных параметров;
7. Проектирование мостовых переходов и малых водопропускных сооружений на железных доро-гах.
Кафедра «Мосты и тоннели»
Заведующий кафедрой - д.т.н., профессор Пискунов Александр Алексеевич
Контакты кафедры: тел.: (499) 972-60-02, аудитория 7525
Основными научными направлениями работы кафедры «Мосты и тоннели» являются:
1. Развитие теории прочности и пластичности бетона и железобетона для расчета железобетонных мостовых конструкций;
2. Расчетно-теоретические обоснования, экспериментальные исследования и внедрение новых ти-пов мостовых конструкций;
3. Оценка и способы повышения усталостного ресурса железнодорожных мостов;
. Разработка способов бездефектного изготовления железобетонных пролетных строений;
5. Разработка новых концепций мониторинга железнодорожных и автодорожных мостов;
6. Разработка и обоснование новых конструктивных форм мостовых сооружений для создания же-лезнодорожных и совмещенных мостовых переходов через крупнейшие водные преграды, в том числе в суровых природно-климатических, в сложных геокриологических и сейсмологических условиях от-дельных регионов Российской Федерации;
7. Разработка и обоснование новых конструктивных форм пролетных строений, опор и подходов, а также отвечающих им технологий возведения эстакадных участков большой протяженности для транс-континентальных железнодорожных магистралей и линий высокоскоростного пассажирского транспор-та;
8. Исследование влияния дефектов типа магистральных расслаивающих трещин на устойчивость элементов железнодорожных устоев, сложенных из контурных блоков;
9. Исследование ресурса по выносливости пластинчатых элементов проезжей части железнодорож-ных мостов, взаимодейтсвующих с деревянными поперечинами мостового полотна;
10. Исследование влияния особенностей пространственной работы арочных железнодорожных мо-стов из монолитного бетона на трещеностойкость балок проезжей части;
11. Эксперементальные исследования работы фрикционных соединений на высокопрочных болтах;
12. Создание моделей фрикционных соединений, описывающих их работу как в упругой, так и по-слесдвиговой стадиях работы;
13. Уточнение ресурса работы фрикционных соединений на высокопрочных болтах;
14. Исследования работы железобетона при многоосном напряженном состоянии;
15. Исследование работы железобетонных конструкций с трещинами.
В настоящее время на кафедре функционирует "Научно-исследовательский центр по исследованию мостов и транспортных сооружений", где проводится разработка новых конструктивных форм мостовых сооружений, экспертизы проектов и научное сопровождение крупных объектов транспортного строительства.
Кафедрой решен ряд крупных научных проблем, на основании проведенных исследований были раз-работаны:
1.Новые методы расчета мостовых конструкций
2. Методы расчета, оценки и прогноза долговечности железобетонных пролетных строений с уче-том воздействия внешней среды.
3. Технические указания для расчетов, оценки ресурса металлических пролетных строений мостов.
4. Руководство по проведению мониторинга состояния эксплуатируемых мостовых сооружений.
5. Новая концепция напряженно-деформированного состояния элементов металлических пролет-ных строений из пластичных сталей.
На базе кафедры работает учебная лаборатория "Автоматизация испытаний мостов".
д.т.н., профессор Курбацкий Евгений Николаевич
Научные интересы лежат в области исследования физических и механических свойств грунтов, разработки конструкций и методов расчета тоннелей метрополитенов.
Особое место занимает работа, посвященная строительству транспортных сооружений в сейсмоопасных районах. Это направление возглавляет крупнейший специалист в области динамики сооружений, заве-дующий кафедрой, доктор технических наук, профессор Е.Н. Курбацкий.
Основные направления научной работы:
1. Расчёт мостов на сейсмические воздействия
2. Оценка уровней вибраций, создаваемых подземным и наземным железнодорожным транспортом
Результаты проведенных научных исследований:
1. Разработана методика оценки взаимодействия экипажей и пролётных строений мостов во время землетрясений;
2. Методика расчета уровней вибраций и внедрения активной и пассивной виброизоляции зданий и сооружений.
Кафедра «Строительные конструкции, здания и сооружения»
Заведующий кафедрой - д.т.н., профессор Федоров Виктор Сергеевич
Контакты кафедры: тел.: (495) 681-43-81, аудитория 7506
Сотрудники кафедры «Строительные конструкции, здания и сооружения» проводят научные исследования по трём основным направлениям:
1. Разработка теоретических основ и методов расчёта огнестойкости строительных конструкций, зданий и сооружений;
2. Разработка теории прогнозирования сроков службы железобетонных конструкций;
3. Разработка инновационных энергоэффективных ограждающих конструкций и методов их расчёта.
Ведущие специалисты кафедры принимают участие в разработке Федеральных и отраслевых научно-технических программ:
1. Тема госбюджетных исследований на 2009-2011 г. «Развитие теории и методов расчёта несущих и ограждающих строительных конструкций с учётом факторов износа и накопления повреждений, требований энергоэффективности, конструктивной, экологической и пожарной безопасности».
2. Аналитическая ведомственная целевая программа Минобрнауки «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)», проект №3582 – «Разработка концепции обеспечения безопасности объектов системы высшего профессионального образования и целевой программы предупреждений и защиты от чрезвычайных и кризисных ситуаций».
3. Проект РФФИ № 06-08-96321. Изучение динамических эффектов во внезапно повреждаемых конструктивных системах из композитных физически нелинейных материалов.
Кафедра «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты»
Заведующий кафедрой - д.т.н., профессор Кузахметова Эмма Константиновна
Контакты кафедры: тел.: (495) 684-29-23, (495) 684-28-99, аудитории 7719, 7519
И.о. Заведующего лабораторией - Сарибекян Ваагн Владимирович
Контакты лаборатории: тел.: (495) 684-28-04, аудитории 7104 (б,в), 7519, 7519 (а)
Основными направлениями научной деятельности кафедры «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты» являются:
• разработка и переработка нормативной базы, с учетом современных условий строительства;
• участие в экспертизе проектов транспортного строительства; консультации по проблемам проек-тирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог в сложных инженерно-геологических условиях
Большой объем исследований приходится на испытание вечномерзлых грунтов под руководством ведущих специалистов в этой области д.т.н. Шепитько Т.В., д.т.н. Мальцева В.П. и в области слабых грунтов под руководством д.т.н. Кузахметовой Э.К.
Сотрудники кафедры принимают активное участие в контроле качества выполнения всех видов строительных работ, проводят научно-техническое сопровождение сложных объектов таких компаний, как ОАО СГК «ТрансстройЯмал», ОАО «Железные дороги Якутии», объектов Олимпийской инфраструктуры, а также разрабатывают национальные стандарты по строительству и реконструкции водопропускных труб и дренажных сооружений на автомобильных дорогах.
На кафедре ежемесячно проходит научно-практический семинар «Проблемы проектирования и строительства сооружений на специфических грунтах», с привлечением широкого круга ученых и специалистов в этой области.
В составе кафедры функционирует Учебно-исследовательская лаборатория «Комплексная лаборато-рия для исследования дорожных покрытий, грунтов и засыпок».
Основной задачей деятельности Лаборатории является проведение научных исследований по проблеме обеспечения надежности сооружений автодорожных покрытий.
Направления научных исследований:
1. Испытания конструкций дорожных одежд на упругом грунтовом основании;
2. Контроль качества производства дорожно-строительных работ;
3. Научно-техническое сопровождение и мониторинг уникальных дорожно-транспортных сооруже-ний и благоустройства территории;
4. Физико-механические испытания строительных материалов: грунтов, щебня, бетонов, добавок, би-тумов, асфальтобетонных смесей и др.;
5. Экспертиза дорожных испытательных лабораторий для включения в Реестр на право участия в ре-ализации городских строительных программ;
6. Экспериментальная оценка инновационных технологий и конструкций инженерных сооружений;
7. Участие в разработке нормативной базы проектирования и строительства автодорог;
8. Экспертиза проектов транспортных сооружений;
9. Обеспечение процесса подготовки научно – педагогических кадров современной научно – технической базой в области проектирования и строительства автодорог;
10. Повышение научного уровня обучения студентов, аспирантов и повышения квалификации специ-алистов железнодорожного транспорта.
Для решения поставленных задач Лаборатория оснащена современным автоматизированным лабора-торным оборудованием для проведения испытаний грунтов, щебня, бетонов, добавок, битумов, асфаль-тобетонных смесей и др.:
• Напольная высокоточная двухколонная сервогидравлическая испытательная машина UTM-100;
• Независимое пневматическое приспособление для испытаний на усталость при 4-х точечном изгибе асфальтобитумных покрытий;
• Независимая сервогидравлическая система для испытаний на усталость при 4-х точечном изгибе асфальтобитумных покрытий с климатической камерой, производства компании IPC (Австралия);
• Независимая полностью автоматизированная система для проведения трехосных испытаний ас-фальтов в различных температурных условиях SPT, производства компании IPC (Австралия);
• Независимая автоматизированная система для проведения трехосных испытаний грунтов в стаби-лометре FACT (Fully Automated Cyclic Triax), производства компании IPC (Австралия);
• Сервогидравлическая универсальная испытательная система FSTX-100 (GCTS, США) FSTX-100;
• Высокоточная автоматическая система для изготовления образцов из асфальта PreSBOX;
• Полностью автоматизированный независимый сервогидравлический вращательный компактор (уплотнитель) Servopac;
• Автоматизированный станок для распиливания образцов асфальта Autosaw.
• Электрогидравлическая испытательная система UCT-1000 для испытаний образцов цементобетон-ных дорожных покрытий, производство GCTS (США);
• Сервогидравлическая универсальная испытательная машина UTM-25, производства компании IPC (Австралия).
Научно-исследовательская Мерзлотная лаборатория
Основной задачей деятельности научно-исследовательской Мерзлотной лаборатории является проведение научных исследований по проблеме обеспечения надежности сооружений, расположенных в зоне распространения многолетнемерзлых грунтов.
Функциями лаборатории являются:
1. Проведение экспериментально-теоретических исследований теплового и механического взаимо-действия инженерных сооружений с мерзлыми и талыми грунтами;
2. Оценка и управление надежностью геотехнических систем в районах распространения многолет-немерзлых грунтов;
3. прогноз геокриологических последствий глобального потепления климата и их учет при проек-тировании инженерных сооружений;
4. Экспериментальная оценка инновационных технологий и конструкций инженерных сооружений в районах распространения многолетнемерзлых грунтов;
5. Участие в разработке нормативной базы проектирования и строительства транспортных объектов на многолетнемерзлых грунтах;
6. Экспертиза проектов транспортных сооружений;
7. Обеспечение процесса подготовки научно-педагогических кадров современной научно-технической базой в области проектирования и строительства транспортных объектов в районах рас-пространения многолетнемерзлых грунтов;
8. Повышение научного уровня обучения студентов, аспирантов и повышения квалификации спе-циалистов железнодорожного транспорта.
Для решения поставленных задач научно-исследовательская Мерзлотная лаборатория оснащена современным автоматизированным лабораторным оборудованием для проведения испытаний мёрзлых и оттаивающий грунтов, материалов использующихся для укрепления земляного полотна, таких как георешетки, геосинтетики и пенополистиролы:
1) Сервогидравлическая испытательная система MTS 822.31, 250кН производства корпорации MTS Systems (США);
2) Универсальная электромеханическая испытательная система Insight 30, 30кН производства кор-порации MTS Systems (США);
3) Климатическая камера для электромеханических испытательных систем;
4) Криостанция для производства жидкого азота LNP-20. Производитель Cryomech Inc. (США);
5) Морозильная камера. Производство РФ, фирма INFROST; 6) Копер автоматический ПМА-Ф; 7) Полочный барабан КП-123А предназначен для определения истираемости щебня (гравия) по ГОСТ-8269-87.
Кафедра «Геодезия, геоинформатика и навигация»
Заведующий кафедрой - д.т.н., профессор Розенберг Игорь Наумович
Контакты кафедры: тел.: (495) 684-24-07, аудитории 7320
Научная школа кафедры «Геодезия, геоинформатика и навигация» связана с проблемами разработки новейших геоинформационных и спутниковых технологий железнодорожного транспорта и имеет три основных направления исследований:
Геоинформатика железнодорожного транспорта;
Спутниковая навигация железнодорожного транспорта;
Дистанционное аэрокосмическое зондирование и лазерная локация объектов инфраструктуры желез-нодорожного транспорта.
Для решения этих проблем на базе кафедры создан объединённый научно-исследовательский центр «Геоинформационные и спутниковые технологии железнодорожного транспорта» Результаты научной работы центра использованы при разработке:
1) Нормативно-правовой документацииРоскартографии;
2) Федеральной целевой программы по использованию глобальной навигационной спутниковой систнмы ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей;
3) Федеральной целевой программы «Прогрессивные технологии картографо-геодезического про-изводства»;
4) Отраслевой ГИС ОАО «Российские железные дороги»
В области критичных технологий («Технологии интеллектуальных навигационных систем») разрабо-тана теория кибернетических навигационных систем железнодорожного транспорта на основе высоко-точных цифровых и эталонных координатных моделей пути.
Кафедра «Строительная механика»
Заведующий кафедрой - д.т.н., профессор Зылев Владимир Борисович
Контакты кафедры: тел.: (499) 972-49-81, аудитория 7620
Научные направления кафедры «Строительная механика» включают в себя:
1) Решение задач прочности, устойчивости и динамики сложных пространственных систем с уче-том физической и геометрической нелинейности;
2) Расчет вантово-стержневых систем на воздействие торнадо;
3) Проведение сложных механических испытаний новых материалов и конструктивных элементов транспортных конструкций.
Кафедра «Теоретическая механика»
Заведующий кафедрой - д.т.н., профессор Косицын Сергей Борисович
Контакты кафедры: тел.: (499) 978-16-73, аудитория 7313
Перспективным научным направлением кафедры «Теоретическая механика» является разработка методов расчета стержневых и комбинированных систем на неустановившиеся воздействия, включая им-пульсивные, подвижные и сейсмические.
Метод нашел применение в расчетах мостов на высокоскоростную железнодорожную нагрузку, в за-дачах надвижки ферменных пролетных строений и телескопических мостов, при расчетах башенных и козловых строительных кранов.
Разработан вычислительный комплекс для динамического расчета стержневых и комбинированных систем, включающий программы для изучения динамических процессов в системе «железнодорожный состав – мост».
Кафедра «Математический анализ»
Заведующий кафедрой - к.ф-м.н., доцент Деснянский Валерий Николаевич
Контакты кафедры: тел.: (495) 684-26-51, (495) 684-24-82, аудитории 7308, 7310
Научно-исследовательская работа кафедры «Математический анализ» включает в себя:
• Изучение различных аспектов взаимодействия лазерного излучения с веществом;
• Работы по нетривиальным свойствам решений краевых задач для эллиптических уравнений;
• Исследование задачи Коши для нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений.