miit-ipss.ru: новости (http://miit-ipss.ru/news/24.10.2018-v-universitet-g-chendu-knr-dlya-chteniya-lekcij/)

В университет г.Чэнду (КНР) для чтения лекций (24.10.2018)

В университет г.Чэнду (КНР) для чтения лекций

           

В последние годы между нашим Университетом и Юго-Западным Университетом Транспортна (ЮЗТУ, г.Чэнду, КНР) активно развивается международное сотрудничество, которое уже имеет определенную историю взаимоотношений. Специалисты ЮЗТУ неоднократно посещали с официальными визитами наш университет. Делегации от РУТ (МИИТ) также побывали в ЮЗТУ, в том числе в ноябре 2016 г. при открытии совместного Центра геотехнических исследований работы транспортных сооружений в холодных регионах (ЦГИТС).

Поездка двух преподавателей от ИПСС доцента Зайцева А.А. и профессора Сидорова В.Н. состоялась по приглашению китайской стороны  на один месяц с целью проведения лекций.

image

Преподаватели и магистранты ЮЗТУ, слушатели наших  лекций (один из рабочих дней)

 

В период нашего пребывания китайской стороной была организована техническая программа, которая включала посещение места эпицентра, произошедшего в 2008 году сильнейшего землетрясения (Венчунанское землетрясение), в том числе разрушенной землетрясением школы в г.Юнгсю и мемориального парка. В мемориальном парке сохранены поврежденные, упавшие и просевшие здания средней  школы,  в центре комплекса на  ступенях установлен памятник в виде часов, которые всегда показывают время 14:28, время первого толчка землетрясения. 

К настоящему времени открыт верхний мемориальный комплекс по истории землетрясения, с воссозданной диорамой разрушений, фотографий участников аварийно-восстановительных работ, в том числе российских (тогда в первые дни землетрясения из России на место катастрофы было отправлено более 30тонн груза с материалами и медикаментами и спасательная команда из 49 человек). На пути к мемориальному комплексу установлен пандус с именами погибших в этой катастрофе. Также мы посетили места повреждений и разрушений искусственных сооружений (мостов), места упавшего многотонного скального обломка, русла реки, где на фоне землетрясения произошел выход каменной лавины. В настоящее время это русло перестроено в виде каскада в форме железобетонных ступеней и устройства через русло реки подвесного моста с системой тросов сохраняющей конструкцию от повреждений при землетрясении.

            В состав ЮЗТУ входят два университетских кампуса. Первый (исторический) работает с конца 70-х годов прошлого века со времени переезда университета из города Таньшань. В составе этого исторического кампуса находится несколько учебных корпусов, стадион, открытый бассейн и спортивный комплекс, несколько ключевых лабораторий, в том числе ключевая лаборатория тоннельного проектирования, которая является отраслевой и курируется профильным министерством.

Ключевая лаборатория тоннельного проектирования расположена в высоком ангаре, позволившем разместить несколько стендов, для испытания фрагментов обделок тоннелей диаметром до 20м, с испытаниями в виде трехосного напряженного состояния, испытаний на циклическую нагрузку, испытаний отдельных крупномасштабных образцов железобетонных изделия на ползучесть. Также работает стенд для исследования состава и действия бентонитового раствора при проходе модели шита в массиве грунта, а также масштабная действующая модель щитового комплекса. В центре лаборатории испытывается полномасштабная конструкция обделки в сборе, для проведения работ обделка поставлена на боковые стороны тюбингов, т.е. ориентирована продольной осью вертикально с опоясыванием измерительными датчиками. Также в лаборатории проводятся испытания по определению степени проникновения дыма в тоннеле при возникновении пожара (масштабный металлический стенд).

Установлено два стенда длиной до 100-150 м для испытаний моделей тоннелей  по определению аэродинамических показателей при динамическом воздействии моделей поездов. Первый стенд реализован в виде конструкции из пластиковых труб диаметром до 20 см и пропуском в трубах устройства, имитирующего движение поезда в виде блока из пенопласта. Второй стенд с поперечными размерами секций тоннелей до 40 см и «прострелом» модели скоростного поезда из пневматической пушки со скоростью, соответствующей проходу высокоскоростных поездов.

Техническая экскурсия с осмотром установки центробежного моделирования, разработанной и произведенной предприятием КНР и установленной в университете в 2002 году. Установка включает цилиндрический бункер с выдвигаемым на рельсовом основании сектором. Радиус вращения 1,5 метра, мощность установки до 200gt,  опускание кареток с моделями  осуществляется  из помещения расположенного на втором этаже (над бункером). В настоящее время работа проводится на моделях  из песчаных грунтов. Бункер размещения коромысла центрифуги оборудован панелями для охлаждения воздуха при центрифугировании, также установлены элементы для ведения видеосъемки наверху. Моделирование осуществляется в одной каретке, при этом для мультиплицирования эффекта (одновременного моделирования различных условий), каретка разделена  надвое. В каретке установлено разработанное в университете  оборудование для создания вертикальной нагрузки (нагрузочное устройство).

            В состав нового кампуса университета, расположенного на обширной территории,  входит ряд учебных корпусов и факультетов, административные здания, многоэтажное здание библиотеки, в том числе ключевая лаборатория по оценке работы сооружений и конструкций в условиях воздействия природных катастроф, в основном по исследованию сейсмического воздействия. Лаборатория также представляет собой высокий ангар с шумозащитными панелями – стенами, соединенными с несущими колоннами. В центе ангара устроен глубокий колодец и в глубине установлен масштабная виброплатформа с установочной платформой в виде квадрата и с возможностью моделирования в условиях сейсмического воздействия работы конструкции, в том числе колонн и подмостовых опор. В дальнейшем планируется установка вибростенда с установочной платформой в виде удлиненного прямоугольника.

            Культурная программа пребывания включала посещение:

-  исторического «коридорного» моста Anshun (востановленная реплика исторического моста). Этот мост по итогам своего путешествия описал Марко Поло. Исторический мост был разрушен при наводнении, восстановлен в 2003 году;

image

Мост Аншун в Чэнду

 

- Посещение нескольких музеев в т.ч. археологического музея Цзинша (место раскопок поселений, существовавших на месте города до нашей эры), посещения музея науки и технологии с крупной действующей выставкой роботезированной техники и музея провинции Сычуань. Также совместно с аспирантами из России было организовано культурное мероприятие с посещением главного в г.Ченду театра Сычуаньской оперы.

При выполнении цели командировки нами были прочитаны  лекционные курсы для аудитории из преподавателей, магистрантов и аспирантов Института гражданского  строительства на Элементы железнодорожного пути и инженерные сооружения в экстремальных условиях эксплуатации. Методы моделирования и стандарты проектирования для улучшения качества инфраструктуры.

            За время командировки совместно с профессором Сидоровым В.Н., с привлечением коллектива преподавателей, ученых и аспирантов нашего университета и китайскими специалистами были подготовлены материалы для представления заявочных документов и их подачи в Российский Фонд Фундаментальных исследований РФФИ (на конкурс проектов 2019 года). Ранее китайской стороной была подана совместная заявка на проведение исследований в Китайский Фонд фундаментальных исследований.

            Результаты этой работы на данном этапе зафиксированы  успешной подачей заявки от ИПСС РУТ (МИИТ) в РФФИ с общей темой «Фундаментальные основы и теоретические исследования теплофизических и реологических свойств грунтов и строительных материалов, методы и практические приложения физического и математического моделирования работы земляного полотна и инженерных сооружений транспортных систем, возводимых и эксплуатируемых при экстремальных условиях».

Данная поездка оказалась полезной и перспективной с позиций улучшения международных связей, совершенствования собственных возможностей преподавания на иностранном (английском) языке, а также продолжения и развития сотрудничества между РУТ (МИИТ) и ЮЗТУ, развивающих технологии исследований в области численного и физического моделирования, в т.ч. центробежного моделирования и развития вопросов совершенствования инфраструктуры железнодорожного пути и искусственных сооружений.

           

Профессор кафедры

«Строительные конструкции, здания и сооружения»   В.Н. Сидоров

Доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство»              А.А. Зайцев