День карьеры во ВНИИЖТ

Будущих выпускников ознакомили с железнодорожными технологиями Дни карьеры, проводимые в ОАО «РЖД», во все времена помогали встретиться студентам и работодателю. В этот раз будущих выпускников РУТ (МИИТ) знакомили с ВНИИЖТом.  Выпускники, которым предстоит защитить диплом в будущем году, побывали в Щербинке на Экспериментальном кольце.

image

На территории Экспериментального кольца, где ещё полтора месяца назад всё гудело от выставки «PRO//Движение.Экспо», тихо. Сегодня сюда приехали студенты, обучающиеся по специальностям «путь и путевое хозяйство», «строительство и проектирование железных дорог», «управление качеством в производственно-технологических системах» и «менеджмент в строительстве» Института пути, строительства и сооружений и Института транспортной техники и систем управления. «По приглашению ВНИИЖТа мы привезли сюда 20 человек, которые изъявили желание ознакомиться с предприятием для прохождения в дальнейшем практики, стажировки и, возможно, получения в будущем работы», – говорит заместитель начальника учебного отдела Института пути строительства и сооружений Татьяна Рябчик.

image

Кто именно получит работу из пришедших сюда студентов, станет ясно не ранее чем через два года, а сегодня замначальника Экспериментального кольца Валерий Каплин и его коллеги собрались здесь ранним утром, чтобы показать студентам-пятикурсникам территорию Экспериментального кольца и его лабораторий. Тишину нарушают то и дело стук колёс проходящих неподалёку по МЦД-2 поездов и голос Валерия Каплина. Он на ходу рассказывает пятикурсникам, что такое ВНИИЖТ, какой была прежняя выставка, и вдруг выдаёт неожиданно:

– До какой максимальной скорости разгоняются пассажирские поезда, все помнят, ребята? В студенческой толпе возникает короткая пауза, а затем начинаются редкие выкрики: – 60! – 80! – 150 км/ч! – Ну, до 130 км/ч разгоняется пассажирский поезд, – сдержанно говорит Валерий Каплин и продолжает: – Вы, конечно, обязательно будете знать такие вещи, если действительно свяжете свою жизнь с железной дорогой. Но это в будущем. Сегодня я расскажу вам, как именно устроено кольцо и зачем оно нужно. На самом деле без такого сооружения представить себе работу организации такого масштаба, как ОАО «РЖД», почти невозможно. Экспериментальное кольцо – это уникальный железнодорожный испытательный полигон, являющийся по совместительству ещё и филиалом ВНИИЖТа. Здесь находятся исследовательские лаборатории, три электрифицированные кольцевые железнодорожные линии, пункт управления самим Экспериментальным кольцом. Кольцо находится вон за тем высотным зданием, где расположен наш корпоративный университет. Туда мы ещё дойдём, а пока добро пожаловать в лабораторию рельса.

image

Группа молодых людей проходит в железную открытую дверь, оказывается среди высоких покрашенных в бледно-зелёный цвет установок, в одну из которых помещён кусок рельса. Установка, которую специалисты называют пульсатором, ритмично прижимает рельс к опоре, сильно прессует его, создавая рабочие для рельса условия, аналогичные тем, при которых на него давит идущий поезд. Если рельс даст трещину или от него отколется кусок, то об этом в принятой письменной форме сообщат на предприятие. Грохот в лаборатории стоит дьявольский, установка, не жалея себя, прессует рельс. Огромное помещение, в котором в день визита группы умещаются и товарный вагон, и огромный паровоз Эр, и ещё масса железнодорожной техники, наполнено светом и производственной пылью.

image

– А часто ли приходится браковать рельсы? – спрашивает студент Юрий Штромян, изучающий в РУТ (МИИТ) электропоезда и локомотивы. – И такое бывает, но в основном рельсы приходят качественные, мы проверяем каждый очень скрупулёзно, потому что если вдруг где-то на линии произойдёт авария из-за лопнувшего рельса, то отвечать будут в том числе и сотрудники лаборатории, – говорит Валерий Каплин.

Во время экскурсии ребятам несколько раз сказали, что ответственность – одно из важнейших качеств сотрудника ОАО «РЖД», на какой позиции он ни трудился бы. Сотрудник одной из лабораторий ВНИИЖТа Борис Анатольевич Фролов без малого 50 лет трудится на Экспериментальном кольце. – Многое менялось в компании, но я всегда и во все времена любил и хорошо знал свою работу. И вы её хорошо знайте. Проявляйте любопытство, учитесь, ребята, – говорит студентам опытный работник ВНИИЖТа.

Конечно, рельсы – это не единственная часть железнодорожной инфраструктуры, которую проверяют в лабораториях ВНИИЖТа на соответствие качеству. На пути к Экспериментальному кольцу студенты останавливаются у белой, ещё без корпоративной ливреи, «Иволги», тоже пришедшей сюда на испытания. Под одним из вагонов открыта крышка короба, студенты толпятся у него, рассматривая схемы. – Ты прикинь, эти вот проводки отвечают и за открывание-закрывание дверей, и много ещё за что. А я всё думал, как оно устроено, – говорит один студент другому.

image

Валерий Каплин и заместитель генерального директора по управлению персоналом и социальным вопросам Алексей Пархаев рассказывают будущим выпускникам про поезда будущего, двигатели на водороде и кластер на Дальнем Востоке, про историю Экспериментального кольца. – Какое напряжение в контактной сети железных дорог? – снова неожиданно спрашивает Кальпин у собравшихся. – 25 кВ! – чётко отвечает стоящий справа высокий черноволосый парень в чёрной утеплённой куртке с поясом. Это Марк Грачёв из Института транспортной техники и систем управления, будущий локомотивщик и электромеханик. Марк может стать и машинистом, но он говорит, что предпочёл бы работать с железнодорожными механизмами, ему нравится, как устроены электровозы, тепловозы и прочая техника. – Интересуюсь многими вещами, вот водородный двигатель тоже интересная тема для электрика. А что такого? Я учусь в техническом вузе, мне всё надо знать, – говорит он «Гудку». – По специальности работать будете? Тему диплома выбрали уже? – Давно выбрал! По специальности буду, конечно, работать. Но сколько – сказать не могу, – говорит он.

За территорией, на которой расположены лаборатории и поезда, стоит здание Корпоративного университета РЖД, рядом с которым находятся три линии железнодорожных путей Экспериментального кольца и небольшая платформа. Сразу за забором, идущим параллельно путям, располагается поле, на горизонте – деревенский пейзаж. Это деревня Курьяново. Студенты грузятся в подошедший электропоезд СР3. Эти вагоны с незапамятных времён ходили по железным дорогам Северной железной дороги, затем их отреставрировали, и сейчас на них катают разные делегации. У руководства ВНИИЖТа есть даже идея сделать испытательный полигон более открытым для людей, устраивать дни открытых дверей, знакомить москвичей с организацией и железнодорожной темой. – Это в планах, но идея хорошая. Может, среди посетивших нас детей кто-то загорится идеей работать на железной дороге, кто знает? – говорит Алексей Пархаев.

Людям явно будет интересен вот этот поезд прошлого, который под управлением машиниста Евгения Ульянцева едет по кольцу со студентами. Некоторым из них любопытно, как устроена кабина. – Как вот этот прибор называется? А максимальная скорость какая? – наперебой спрашивают они. Машинист отвечает, что можно разогнаться и до 60 км/ч.

Основная часть будущих выпускников расположилась на деревянных креслах в вагоне и слушает рассказ Каплина о том, как вагон реставрировали, где его нашли и в чём его ценность. Поезд обошёл круг по кольцу и вернулся в исходную точку. Положенная групповая фотография на фоне памятника, короткий рассказ о Корпоративном университете РЖД – вот экскурсия и закончена. Но сотрудничество со студентами и ВНИИЖТом только начинается. – Конечно, сегодня мало задавали точных вопросов по производству, но это нормально. Ни один даже самый престижный вуз не выпускает опытных специалистов. В рамках договора о сотрудничестве между РУТ (МИИТ) и ВНИИЖТом будущие выпускники одного из крупнейших транспортных вузов страны приехали сюда, ознакомились с оборудованием и прокатились на отреставрированном поезде. Возможно, на сегодняшнюю экскурсию и лекцию приехали и будущие сотрудники ВНИИЖТа. По традиции мы принимаем на работу выпускников РУТ (МИИТ) – их сегодня около 80%, остальные 20% – это выпускники других технических вузов, Института стали и сплавов, Бауманки и других. Мы продолжаем набирать талантливых и целеустремлённых выпускников, создаём им все условия для работы. У каждого из них есть мои контакты, желающие могут прислать резюме на мою почту, – подытоживает Алексей Пархаев.

image