МОКРИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ

МОКРИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ

(О ТВОРЧЕСКОМ ЗАДАНИИ СТУДЕНТА

ЕЛЕНЫ ИВАНОВОЙ)

imageimage

Зайцев Андрей Александрович (доцент кафедры Путь и путевое хозяйство): В начале года, проезжая на поезде в г.Казань через г.Канаш, мое внимание привлекло очень красивое инженерное сооружение виадук, который панорамно просматривался по правую сторону по ходу движения поезда. Это как оказалось Мокринский железнодорожный мост, имеющий необычную историю строительства и эксплуатации. Попросил Елену Иванову собрать информацию и рассказать мне и читателям сайта ИПСС подробнее об этом уникальном сооружении.

image

Фотография 1 - Мокринский железнодорожный мост

(фото редакции газеты «Канаш ЕН» и «Канаш»)

 

Иванова Елена Валериевна (СТП-322): Для предоставления большей информации, я во время каникул обратилась в редакцию местной газеты «Канаш ЕН» и «Канаш», находящийся в городе Канаш Чувашской Республики.

Уникальный архитектурный и исторический памятник, объект стратегического назначения во время Великой Отечественной войны – Мокринский железнодорожный мост - исторический железобетонный арочный виадук, расположенный близ деревни Мокры Канашского района Чувашской Республики. Официально включен в список памятников истории и культуры Канашского района Чувашской Республики.

Так как конструкцию моста состоит из арок, то я расскажу немного об арках. Арка являет собой одну из древнейших архитектурных форм. По одной из версий зарождение арок произошло во II тыс. до н.э. на Ближнем Востоке в Междуречье. Изобретение арочных конструкций приписывают цивилизации Шумеров, которым принадлежит изобретение клинописного письма.

Арка - это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция. Слово «арка» произошло от «arcus», что в переводе с латыни означает дуга, но существует версия, что данный термин имеет происхождение от ивритского слова «арука», что в переводе – «длинная, тянущаяся». Чаще всего арки перекрывают сквозные проемы, однако встречаются и глухие арки, полностью заполненные кладкой.

Высота моста 34 м, длина - 360 м, ширина - 4 м, мост стоит на 16 бетонных опорах, образующих 15 арочных пролётов.

Основные даты строительства моста и имена архитекторов в источниках разнятся (я не смогла однозначно ответить на этот вопрос): По одним данным: строительство моста началось в 1914 году, завершилось в 1918 году. Работы по строительству проходили под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера. В 1918 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный участок Арзамас = Канаш, соединивший Москву и Казань (https://ru.wikipedia.org). По другим данным, строительство моста началось в 1913 году, одновременно со строительством железной дороги Арзамас - Шихраны. Мост был построен в 1913-1917 годах по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия. Мост находился на перегоне между железнодорожными станциями Мокры́ и Ачакс Горьковской железной дороги.

К моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по длине в Европе транспортным сооружением из железобетона (рисунок 1). С 1935 года мост был принят под военизированную охрану, рядом были построены казарма и баня, в ночное время было запрещено движение людей под мостом. В период Великой Отечественной войны мост являлся объектом стратегического назначения. Действительно, в годы войны по этому мосту мчались эшелоны с боевыми припасами, производственным оборудованием.

Фашисты хотели уничтожить объект, но точное местоположение моста ими не было определено, и он остался цел, военнопленные также принимали участие в ремонте моста во время войны.

image

Рисунок 1 – Снимок Мокринского моста из космоса, хорошо просматривается тень от моста (карты ЯНДЕКС)

После войны только в 1969 году мост был капитально отремонтирован, однако не функционирует по основному назначению с 1986 года - движение по нему было закрыто, элементы верхнего строения пути сняты. В одном километре севернее от ныне заброшенного моста был построен новый используемый железнодорожный мост, построенный при спрямлении действующего железнодорожного пути.

Под Мокринским мостом протекает речка Утка и расположен освящённый в 2011 году источник «Сиплĕх çăлкуçĕ» (в переводе с чувашского Ключ здоровья, оригинальное название читается как "Сиплех Щалкуще") с оборудованной купелью и над источником - часовня святой равноапостольной княгини Ольги.

До 2012 года года Мокринский мост был самым длинным транспортным сооружением в Чувашии, до ввода в эксплуатацию второго Сурского автомобильного моста в 2012 году.

В декабре 2015 года жители деревни Мокры написали коллективное обращение с просьбой «сохранить и взять этот виадук под защиту государства, как архитектурно-исторический памятник начала XX века».

Недавнее использование, изображение моста поместили на герб Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики

в 2014 году. «В червлёном поле - золотой акведук о двух опорах и трех между ними арках, крайние из которых видимы наполовину, сопровожденный в средней арке серебряным отвлеченным снизу фонтаном. Герб отражает природные, исторические и архитектурные особенности Чагасьского сельского поселения. В красном поле золотым цветом изображён Мокринский железнодорожный мост - виадук». Утверждён Решением собрания депутатов Чагасьского сельского поселения Канашского района» (Материал из Википедии — свободной энциклопедии: [://ru.wikipedia.org).

image

Рисунок 2 – Герб Чагаського сельского поселения

О Мокринском мосте 12.09.2009 года на «Первом канале» был показан специальный репортаж. Здесь молодожены очень любят проводить свадебную фотосессию.

Панорама моста действительно хорошо просматривается с поезда, проезжающего по новому мосту.

Я бы хотела, чтобы Мокринский мост и впредь оставался, и сохранялся у нас замечательным памятником инженерного искусства.

image

Фотография 2 – Мокринский железнодорожный мост

(фото редакции газеты «Канаш ЕН» и «Канаш»)

Елена Иванова, СТП – 322, июнь 2020 г.