Из истории кафедры «Строительная механика»

            Кафедра «Строительная механика» берет начало с момента создания Московского Инженерного Училища  в 1896 году. Первым руководителем кафедры был выдающийся инженер-мостостроитель и крупный ученый в области строительной механики и мостов проф. Лавр Дмитриевич Проскуряков.

            В мостостроении Л.Д. Проскуряков создал принципиально новые типы пролетных строений, со сквозной статически определимой решеткой. Достижения Л.Д. Проскурякова были признаны не только в нашей стране, но и за рубежом. На всемирной Парижской выставке в 1900 году за осуществленный проект моста через реку Енисей он  был награжден золотой медалью.

image 

Лавр Дмитриевич Проскуряков   1858-1926

image

Фотография выпускников 1903 года.  В центре, под фотографией Л.Д. Проскурякова помещена фотография его ближайшего помощника Павла Аполлоновича Велихова (1875-1930), позже ставшего профессором.  Профессор П.А.Велихов был блестящим лектором, среди его учеников известные отечественные ученые Г.А.Николаев (ректор МВТУ им. Баумана), А.А. Гвоздев, Б.И.Беляев, С.С.Давыдов. Он был выдающимся специалистом не только в области строительной механики, но и в  мостостроении и  материаловедении. Читал курс теории упругости в МИИТе и МВТУ, где занимал должность проректора по учебной работе. Семья Велиховых дала ряд выдающихся представителей отечественной интеллигенции – сын Е.П. Велихов имел звание Народного артиста России, работал в Малом театре, внук Е.П. Велихов известный Российский академик, специалист в области ядерной энергетики. К сожалению, жизнь Павла Аполлоновича Велихова трагически оборвалась. Он был необоснованно репрессирован. Позже он был полностью реабилитирован

image

Мост через реку Енисей, автор проекта Л.Д. Проскуряков

image

Деревянный кран на постройке  енисейского моста

            Проскурякову принадлежат многие усовершенствования в технологии изготовления мостовых конструкций. Например, он первый обратил внимание на повреждения, которые получают металлические конструкции при пробивании заклепочных отверстий (наиболее дешевая технология), и добился того, чтобы в технические условия было включено требование о рассверливании отверстий на полный диаметр. Это защитило конструкции от огромного количества концентраторов напряжений и обеспечило их хорошую работу на выносливость.

            Многие мосты Л.Д. Проскурякова прослужили более ста лет. Два из них недавно были перемещены на новое место, и еще долго будут служить москвичам как пешеходные. 

image

Ж.д. мост имени императора Николая II. Проект Л.Д. Проскурякова

image

Пешеходный мост у Киевского вокзала в Москве, в котором использована арка Л.Д. Проскурякова

         

         Л.Д. Проскуряков создал уникальную лабораторию испытания материалов, оборудованную самой совершенной техникой для того времени.

         Как педагог Л.Д. Проскуряков создал новую методику изучения строительной механики, основанную на решении учащимися большого количества индивидуальных задач и выполнении индивидуальных заданий  различной степени сложности.

         Проскуряков широко развивал и внедрял методы расчета, основанные на применении линий влияния, современные подходы к расчету на устойчивость, которые были насущно необходимы для его систем, содержащих элементы большой длины, написал учебники по сопротивлению материалов и строительной механике.  Он создал научную школу,  наиболее яркими представителями которой, являлись его сотрудники И.П. Прокофьев, П.А. Велихов, Е.О.Патон, Г.П. Передерий.

 

    С 1926г. по 1954г. кафедру «Строительная механика» возглавлял проф. Иван Петрович Прокофьев. Он являлся выпускником Московского Инженерного училища (МИИТ), которое он окончил в 1901 году. И.П. Прокофьев был учеником и ближайшим сподвижником Л.Д. Проскурякова. 

image

Иван Петрович Прокофьев      1877-1958

            Еще до начала своей научно-педагогической деятельности И.П. Прокофьев проявил себя как выдающийся инженер-мостостроитель, например, работая в отделе искусственных сооружений Московско-Казанской железной дороги, разработал типовой проект пролетного строения  25,7 м., который был утвержден МПС в 1903г.. Он возглавлял изготовление пролетных строений моста через р. Вятку (5х128 м) и других мостов. Ему принадлежит проект перекрытия дебаркадера Казанского вокзала в Москве и ряда других выдающихся инженерных сооружений. И.П. Прокофьев опубликовал ряд фундаментальных монографий, в которых отражены практические вопросы мостостроения. 

            Исключительно плодотворной была научно-педагогическая деятельность Ивана Петровича Прокофьева. Им воспитано 25 докторов наук, среди которых А.Ф.Смирнов, В.В.Болотин,  А.А.Гвоздев, В.В.Синельников,  А.В.Дарков  В.И.Руднев,  И.М.Рабинович,  М.М.Филоненко-Бородич,  Б.Н. Жемочкин,  Н.К.Снитко,  Н.П.Щапов,  Я.А.Протусевич  Н.А. Митропольский,  В.А. Киселев, Н.И. Безухов, А.А.Попов и др.  Созданная И.П. Прокофьевым школа преподавания строительной механики являлась образцом для технических  вузов страны. Им написан ряд учебников, которые были основными для своего времени.

            В начале 1918 года И.П. Прокофьева пригласили в НКПС и предложили принять участие в работе комиссии по восстановлению мостов, разрушенных во время гражданской войны.  И.П. Прокофьев являлся членом научно-технического совета комиссариата путей сообщения (НКПС) и его мостовой комиссии. Выезжал по их заданиям  на места восстановления железнодорожных мостов. Прокофьев имел мандат, подписанный лично В.И. Лениным. Здесь мы приводим фотографию этого удивительного документа.

image

        Интересно отметить, что И.П. Прокофьев работал не только в МИИТе, но в разные годы заведовал кафедрами строительной механики Московского института механизации сельского хозяйства, Московского водного института, Московского автодорожного института (МАДИ) и др.

        Работая в московском сельскохозяйственном институте, И.П. Прокофьев организовал там лабораторию испытания материалов и был основателем инженерного факультета.

        Заслуги И.П. Прокофьева были высоко оценены государством, он был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и другими наградами. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники Р.С.Ф.Р.

image

Коллектив кафедры Строительная механика МИИТ. Снимок сделан вскоре после окончания Великой Отечественной войны. К сожалению, некоторые фамилии сейчас восстановить не удается, в соответствующих местах придется ставить точки. В первом ряду сидят: А.Ф. Смирнов, А.В. Дарков, Н.М.Митропольский, И.П. Прокофьев (заведующий кафедрой), Д.Ф.Парфенов (директор МИИТ), Я.А.Протусевич, В.В. Синельников. Во втором ряду стоят: Т.Г. Фролов  К.В. Руппеннейт,…И. Н. Гоппер, В.О. Гирш,…,…, В.В. Холчев, А.И. Скрябин, В.М. Прошко, К.С. Наумов,…Б.С. Лебедев.

 

           С 1954 по 1969 г. заведующим кафедрой был профессор, д.т.н.,  заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического труда, член-корреспондент АН СССР Анатолий Филиппович Смирнов. Введенный им в строительную механику аппарат и методы линейной алгебры, опередив время, обеспечили быстрое и успешное использование вычислительной техники в расчетах сооружений. Созданная им научная  школа, в состав которой входили В.В. Болотин, А.А. Петропавловский, А.В. Александров, Б.Я. Лащеников, Н.Н. Шапошников, В.Д. Потапов и др., во многом определила развитие строительной механики в нашей стране и за ее пределами. А.Ф. Смирнов автор более 12 монографий и большого количества научных работ.

image

Анатолий Филиппович Смирнов   1909-1986

 

          В трудах А.Ф. Смирнова расчет рамных конструкций на устойчивость и гармонические колебания получил завершенную, каноническую форму. Им доказан ряд новых теорем и получены качественные результаты применительно к задачам статической и динамической устойчивости упругих систем. Предложены  способы решения краевых задач строительной механики на основе использования интерполяционных полиномов и построенных на их базе интегральных матрицах.

          Деятельность А.Ф. Смирнова как педагога характеризуется созданием прекрасных учебников по всем разделам строительной механики. Важнейшим достижением А.Ф. Смирнова явилось практическое внедрение вычислительной техники    как в научную работу кафедры, так и непосредственно в учебный процесс. На прилагаемой фотографии можно видеть отечественную электронную вычислительную машину «Сетунь», которая по инициативе А.Ф.Смирнова была установлена на кафедре «Строительная механика» уже в 1963 году  и  использовалась студентами нескольких факультетов при выполнении домашних заданий. Это был первый пример непосредственного использования вычислительной техники в учебном процессе. 

image

Электронная машина «Сетунь», используемая в научных целях и учебном процессе

          А.Ф. Смирнов занимал многие ответственные посты. С 1969 года он был директором Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций (ЦНИИСК им Кучеренко). Он был председателем или членом более чем десяти комитетов, советов и организаций, таких как комитет по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР, Экспертный Совет ВАК СССР, Президиум ВАК, Научно-Технический Совет Госстроя, редколлегия журнала «Строительная механика и расчет сооружений», Редакционный Совет Госстроя СССР,  Научно- технический Совет по сопротивлению материалов  Минвуза СССР и др.

image

.     Кафедра «Строительная механика» в гостях у директора ЦНИИСКа А.Ф.Смирнова     (фото 1969 года).

 Слева направо стоят:  Е.П. Любовской,  Е.Ф.Зарудный, В.П. Петров, В.Б. Зылев,  Г.В.Федорков, Я.Б. Дмитриев,  А.Ф.Смирнов, В.Д. Потапов, В.В. Синельников,  Б.П. Державин,   В.Д. Рыбин, Б.Я. Лащеников,      А.В. Александров, Н.Н. Шапошников,  Г.А. Нольде, В.Б. Бабаев, В.С. Уколов, аспирант  Бобышев,  П.Г. Проскурнев, О.О. Андреев

image

Олимпийский стадион на проспекте Мира, проект которого, наряду с проектами других объектов олимпиады 1980 г., курировался в ЦНИИСКе под руководством А.Ф.Смирнова. Для олимпийских объектов были выполнены многие поверочные расчеты и натурные обследования