НОЦ "Геоинформационные и спутниковые технологии железнодорожного транспорта"

    Объединённый научно-исследовательский и испытательный центр «Геоинформационные и спутниковые технологии железнодорожного транспорта» (далее ОНИИЦ ГСТЖТ) создан в составе Управления научно-исследовательской работы (УНИР) Московского государственного университета путей сообщений императора Николая II (МГУПС-МИИТ) в 2003 г.

Целью создания и деятельности ОНИИЦ ГСТЖТ является разработка и внедрение новых геоинформационных и спутниковых технологий для решения задач автоматизации управления в различных сферах железнодорожного транспорта, а также подготовки высококвалифицированных кадров по специальности "Геоинформационные технологии".

      История ОНИИЦ ГСТЖТ началась в 1972 г., когда при кафедре «Геодезия» МИИТ организуется Студенческое конструкторское бюро (СКБ), бессменными руководителями которого стали профессор С.И. Матвеев, доцент М.Н. Садакова, ст. преподаватель Г.Г. Незнакомов, профессора Г.С. Бронштейн и У.Д. Ниязгулов, доцент Ю.В. Визиров. Члены СКБ принимали активное участие в научно-исследовательских работах кафедры, выполняемых по плану МПС на экспериментальном полигоне ВНИИЖТ. С их участием к 1980 г. на кольце создается по существу первая в стране реперная система экспериментального кольца, разрабатывается Технология мониторинга геометрии элементов верхнего строения пути, проводятся уникальные наблюдения за деформациями пути и полотна при повышенных осевых вагонных нагрузках. Их результаты использовались работниками ВНИИЖТ и МПС СССР для обоснованных рекомендаций по повышению нагрузок на ось и по нормам расхода труда и материалов на текущее содержание железных дорог. Эти работы в 1978 и 1982 гг. отмечались медалями ВДНХ.

      СКБ в эти годы выходит в число лучших творческих коллективов страны, о чем свидетельствуют многочисленные публикации студентов, награды и дипломы выставки НТТМ и всесоюзных конкурсов научных работ студентов.

      Через стены СКБ кафедры прошли такие известные в отрасли специалисты, как заместитель министра МПС России А.В. Сазонов, заместители руководителей Департаментов МПС России: Д.И. Разуваев, В.Н. Чикин, многие руководящие работники Московской, Северной, Северо-Кавказской и Юго-Восточной дорог. Часть членов СКБ до сих пор трудится в стенах МИИТ – это профессор, д.т.н. Е.С. Ашпиз, доцент В.М. Осокин, ст. преподаватели: В.Ф. Волков, В.В. Лёгкий, А.Н. Журавлев. Нельзя забывать таких активных членов СКБ, как Н.М. Хвостик, В.Ю. Малахова, В.М. Неверов. Их исследования продолжают новые поколения студентов, отдающие жар своих сердец новейшим технологиям железнодорожного транспорта.

      Общими усилиями, при поддержке ректора МИИТ открыта новая специализация 290904 «Геоинформатика», открыт прием в аспирантуру по специальности 25.00.35 «Геоинформатика». Два ее выпускника С.Е. Гурин и М.М. Железнов 10 декабря 2002 г. защитили первые диссертации по применению спутниковых радионавигационных технологий на железнодорожном транспорте.

      Учитывая несомненные успехи кафедры «Геодезия, геоинформатика и навигация» в области развития НИРС и НИОКР, Ученый совет МИИТ организует ОНИИЦ ГСТЖТ на основе СКБ кафедры «Геодезия, геоинформатика и навигация» МИИТ, отмечающего свой Тридцатилетний юбилей.

      Научной работой ОНИИЦ ГСТЖТ руководит Матвеев Станислав Ильич – заведующий кафедрой «Геодезия, геоинформатика и навигация» МИИТ, доктор технических наук, профессор.

      Основными задачами и видами деятельности ОНИИЦ ГСТЖТ являются:

-проведение научно-исследовательских, проектных, технологических, учебных и опытно-конструкторских работ по созданию новых геоинформационных и спутниковых технологий в области железнодорожного транспорта; -разработка информационно-управляющих систем высокоточной привязки путеизмерительных комплексов, выправочных машин и механизмов к координатным системам реперных систем и цифровых моделей железнодорожного пути; -разработка теории высокоточных цифровых моделей железнодорожного пути; -разработка теории эталонных координатных моделей железнодорожного пути, как геометрической основы отраслевой геоинформационной системы железнодорожного транспорта; -разработка технологий создания реперных систем контроля плана и профиля железнодорожных путей и высокоточных цифровых моделей для целей мониторинга геометрии пути и проектирования ремонтных и выправочных работ; -разработка геоинформационных и спутниковых технологий создания цифровых моделей для решения задач информационного сопровождения в автоматизированных системах управления перевозками; -разработка алгоритмов и программного обеспечения для решения задач навигации подвижного состава железнодорожного транспорта с применением приёмников радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS и цифровых моделей пути; -разработка интегрированных цифровых систем распознавания образов по материалам аэрокосмического зондирования; -разработка технологии оперативного обновления информации о полосе отвода железных дорог по материалам маршрутной аэросъёмки со сверхлёгких летательных аппаратов; -испытания и тестирование новых геоинформационных технологий на экспериментальном кольце ВНИИЖТ; -сертификация геоинформационных и спутниковых технологий, применяемых в области железнодорожного транспорта, и организаций применяющих эти технологии; -обучение студентов и специалистов железнодорожного транспорта геоинформационным и спутниковым технологиям железнодорожного транспорта; -научное руководство работой магистров, аспирантов и докторантов из числа выпускников вузов и научных сотрудников ОНИИЦ ГСТЖТ; -представление результатов деятельности ОНИИЦ ГСТЖТ на научных конференциях и выставках. -рассмотрение диссертационных работ по направлению работы ОНИИЦ ГСТЖТ и рекомендация для их представления в диссертационные советы по защите магистрских, кандидатских и докторских диссертаций.       Коллектив ОНИИЦ ГСТЖТ активно сотрудничает с ведущими организациями в области железнодорожного транспорта, геоинформационных технологий и аэрокосмических систем. За короткий промежуток времени существования центра проведены многочисленные работы и эксперименты, получены значительные научные результаты. Активно ведется подготовка молодых научных кадров в области геоинформатики и аэрокосмических технологий. В настоящее время в ОНИИЦ ГСТЖТ ведется подготовка 10 аспирантов и двух докторантов. За короткое время существования центра сотрудники ОНИИЦ ГСТЖТ защитили 7 кандидатских и 1 докторскую диссертации посвященных современным геоинформационным технологиям.

      Коллектив ОНИИЦ ГСТЖТ возрождает славные традиции СКБ МИИТ и является одним из ведущих молодежных творческих коллективов страны. Подтверждением тому служат награды полученные на Всероссийской Выставке Научно-Технического Творчества Молодежи НТТМ-2004-2005. Работы коллектива ОНИИЦ ГСТЖТ представившего рекордное количество проектов на выставках были отмечены 15 дипломами и медалями "За лучшую техническую разработку" и "За успехи в научно-техническом творчестве". В молодежной научной конференции сотрудниками ОНИИЦ ГСТЖТ была организована работа секции "Геоинформационные и спутниковые технологии железнодорожного транспорта", пользовавшейся наибольшим интересом у творческой молодежи на выставке, а также транслировавшейся в теле-радиоэфире.

      В 2004 г. Центром проведено заседание секции «Геоинформационные и спутниковые навигационные системы и технологии железнодорожного транспорта», на котором сделали доклады 12 аспирантов и 42 студента МИИТ.

      Два аспиранта: Д.С. Манойло и А.С. Матвеев и докторант, руководитель ОНИИЦ ГСТЖТ М.М. Железнов – выступили с докладами на Международной конференции, опубликованными в Материалах ХХХI Международной конференции Information Technologies in Science, Education, Telecommunication and Business IT+SE 2004.

      М.М. Железнов являлся финалистом проводимого при поддержке Экспертного совета по проблемам инновационной политики и развития человеческого потенциала Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации конкурса "Молодой организатор в области науки, образования и высоких технологий Российской Федерации", проведенного 15 – 17 февраля 2005 г. Он является единственным представителем научной молодежи г.Москвы, который стал призером конкурса и был отмечен грамотой Министра образования и науки РФ, а также серебряной медалью "Московского международного салона инноваций и инвестиций".

      Центром в 2004 г. выполнена научно-исследовательская работа по теме 19.10.01, входящей в план НИОКР ОАО «РЖД». По теме получен патент на изобретение «Способ контроля геометрии железнодорожного пути» и Сертификат соответствия на опорную геодезическую сеть и высокоточную цифровую модель второго пути Экспериментального кольца ВНИИЖТа.

      В настоящее время Центр объединяет свою научную и учебную работу с отделением «Геоинформационные технологии железнодорожного транспорта» ВНИИАС, возглавляемого заместителем директора ВНИИАС, к.т.н., по совместительству являющегося доцентом кафедры «Геодезия, геоинформатика и навигация» МИИТ, И.Н. Розенбергом. Кафедрой и ВНИИАСом выполнено несколько совместных научных проектов в области геоинформационных и спутниковых технологий, проведена Международная конференция «Геоинформатика транспорта» на Международном форуме «Geoform 2006».

      Впервые в мире открыто и запатентовано новое научное направление диагностики и навигации железнодорожного транспорта, основанное на Эталонных координатных моделях железнодорожного пути (ЭКМП), активно поддерживаемое Ректором МИИТ, профессором, д.т.н. Б.А. Лёвиным и проректором МИИТ по НИР, профессором, д.т.н. В.М. Кругловым.

      В работе Центра принимают активное участие известные учёные: профессор, д.т.н. и д.э.н., Лауреат премии Президента РФ, В.Я. Цветков (МИИГАиК), профессор, д.т.н. и д.г.н., заместитель директора ИИЕТ РАН В.В. Глушков, к.т.н., зам. директора ВНИИАС И.Н. Розенберг, д.т.н., руководитель отдела В.И. Кафтан (ЦНИИГАиК), профессор, д.т.н., заслуженный деятель науки РФ В.А. Коугия (ПГУПС), профессора, к.т.н., Г.С. Бронштейн и У.Д. Ниязгулов, доценты, к.т.н. В.Д. Власов, Ю.В. Визиров и др.

      Под общей редакцией С.И. Матвеева опубликованы учебники «Инженерная геодезия с основами геоинформатики», 1999 г.; «Геоинформационные системы и технологии железнодорожного транспорта», 2002 г., и первые в мире монографии, посвящённые высокоточным цифровым моделям пути: С.И. Матвеев, В.А. Коугия «Высокоточные цифровые модели пути и спутниковая навигация железных дорог». (М.: Маршрут, 2005. (290 с.; Б.А. Лёвин, В.М. Круглов, С.И. Матвеев, В.Я. Цветков, В.А. Коугия «Геоинформатика транспорта». (М.: ВИНИТИ РАН, 2006. –336 с).